Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora  Die Buchse der Pandora

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Die Buchse der Pandora

«ЯЩИК ПАНДОРЫ»
(Die Buchse der Pandora)

Германия, 1929, 133 мин., ч/б, немой, «Nero-Film AG»
Режиссер и сценарист Георг Вильгельм Пабст, композитор Стюарт Одерман
В ролях Луиза Брукс, Фриц Кортнер, Франсис Ледерер, Карл Гетц

Лулу-молодая женщина, не стесняемая предрассудками и живущая ради любви и наслаждения. У нее много друзей разного возраста и общественного положения. В настоящий момент она-постоянная любовница доктора Людвига, владельца нескольких газет; тот продвигает Лулу и дает толчок ее карьере танцовщицы. Однажды Людвиг с кислой миной объявляет Лулу о своей грядущей женитьбе на дочери министра внутренних дел. Он говорит, что связь с Лулу может поставить под угрозу его карьеру. Перед его приходом Лулу принимала у себя старика Шигольха; она представляет его Людвигу как своего самого давнего поклонника. Дождавшись, когда Людвиг уйдет, Шигольх проводит в дом знаменитого воздушного гимнаста Родриго Каста, который предлагает Лулу выступать с ним в паре. Молодой Альва, сын Людвига, организующий собственное театральное ревю, так же дружит с Лулу. Он не понимает, почему его отец не женится на девушке. Доктор советует сыну включить выступление Лулу в ревю. На одном из первых спектаклей, костюмы к которому созданы по эскизам графини Гешвиц, Лулу видит за кулисами доктора Людвига, идущего под руку со своей новой невестой. Лулу отказывается выходить на сцену и танцевать перед этой женщиной. Людвиг лично уговаривает Лулу. Однако в разговоре Лулу снова покоряет его своим шармом: теперь он твердо намерен на ней жениться. На свадебной вечеринке Людвиг застает молодую жену со стариком Шигольхом. Это зрелище разжигает в нем свирепую ревность. Вооружившись револьвером, он прогоняет старика. Чуть позже тем же вечером, Людвиг застает Лулу с другим мужчиной-своим сыном Альвой, который уговаривает Лулу уехать с ним. Людвиг протягивает Лулу револьвер и приказывает убить его. Он подходит к ней вплотную, прижимает ее руки к себе-раздается выстрел. Альва видит своего отца в агонии; струйка крови течет у него изо рта. На судебном процессе прокурор сравнивает Лулу с Пандорой, открывшей для Людвига ящик с несчастьями. Ее приговаривают к пяти годам тюрьмы. Шигольх, Родриго и их друзья поднимают в зале суда ложную пожарную тревогу, и Лулу удается сбежать. Она отправляется с Альвой в Париж. В спальном вагоне Альва вынужден купить молчание опустившегося аристократа маркиза де Касти-Пиани, узнавшего Лулу по фотографии в газете. Маркиз советует беглецам держаться подальше от Парижа и приводит их на борт своего корабля, пришвартованного в немецком порту. В трюме обустроен игорный притон. Теперь Альва зарабатывает на жизнь себе и Лулу азартными играми. Родриго вымогает у Лулу деньги. Проигравшись, Альва следует советам Шигольха и начинает жульничать. Маркиз вступает в сговор с богатым египтянином, который желает купить Лулу за 300 фунтов. Это чуть больше, чем награда за поимку Лулу: только по этой причине маркиз не спешит выдавать беглянку властям. Лулу просит графиню Гешвиц избавить ее от Родриго. Графиня, перестаравшись, убивает гимнаста. Альву ловят на карточном шулерстве. Всеобщая потасовка в игорном притоне. Нагрянувшая полиция обнаруживает тело Родриго. Лулу, Альва и Шигольх уходят от погони на лодке. Теперь они живут в Лондоне в промерзшей мансарде. Приближается Рождество. На стенах домов расклеены листовки, предостерегающие обитательниц Лондона от Джека-потрошителя. Но именно с ним однажды знакомится Лулу, гуляя по городу. Конечно, она не подозревает, кто он на самом деле. Но он ей нравится, и она не берет с него денег. Чтобы не поддаться искушению, Джек-потрошитель выбрасывает нож у порога. Однако, обнимая Лулу, он замечает на столе другой нож и не может совладать с собой. Армия спасения идет парадом по улице. Альва в растерянности движется за ней следом…
Первый из двух фильмов Луизы Брукс, снятых Георгом Вильгельмом Пабстом (это единственные немецкие фильмы в ее карьере). Для многих киноманов разных поколений это тот самый, идеальный фильм, в котором режиссерская фантазия, воплощенная в самой совершенной актрисе, проложила прямую дорогу к зрительскому бессознательному и далее-к бессмертию. Накануне прихода звукового кинематографа, студия не спешила продлевать контракты с некоторыми звездами немого кино. Среди освободившихся актеров была и Луиза Брукс, в которой Пабст, многие месяцы искавший идеальную Лулу, сразу же увидел воплощение своей мечты. Курьезная деталь: члены съемочной группы были недовольны выбором режиссера. Как поведала сама Луиза Брукс в статье, посвященной фильму, Фриц Кортнер считал ее худшей актрисой в мире и за все время съемок не сказал ей ни единого слова за кадром. В окружении Пабста ходили слухи, будто Луиза Брукс навела порчу на режиссера, и тот ослеп и в упор не замечал ее бездарности. Кстати, роль едва не получила Марлен Дитрих, уже собиравшаяся подписывать контракт, когда по телеграфу пришло сообщение, что Луиза Брукс согласилась. Отношения Пабста и Брукс напоминали отношения хореографа и танцовщицы: в визуальном, литературном и метафизическом смыслах фильм принял облик танца любви и смерти. Много лет подряд комментаторы находят в образе Лулу (и через этот образ-в личности самой Луизы Брукс) многочисленные, разнообразные и зачастую противоположные смыслы. В этом выражается лишь субъективное отношение зрителя к загадке этого гладкого лица, увенчанного знаменитым шлемом черных волос, которое проживает самые разные чувства и эмоции, но неизменно вновь надевает маску невозмутимости. Лулу-вольнодумное и анархистское воплощение безумной любви и бескомпромиссного бунта против общества, предвестник феминизма, и в то же время-пылкая героиня мелодрамы, жертва мужчин и извращенной морали; этот образ триумфально пережил все свои толкования. Гармоничное сочетание в одном характере столь разных качеств, возможно, объясняется тем, что в самом духе фильма есть своя диалектика. Тяжеловесность и легкость в равной степени присущи стилю Пабста и постепенно сливаются в едином потоке-так, что невозможно приписать решающую роль раскадровке или монтажу, предварительному замыслу или импровизации. Социальное окружение героев и декорации фильма реалистичны, но игра света и тени и экспрессионистское освещение постепенно проникают в них и, наконец, все растворяют в себе. Лулу-светлое существо, и окружающее ее сияние подчеркивает и открывает для нас сумрачность других героев и всего мира. Это сияние, озаряющее Лулу, постоянно конфликтует с изображением, которое по ходу действия все больше погружается во тьму. Финальная гибель Лулу-трагическая антитеза того жизнетворного влияния, которое она оказывала на мужчин; гибель поднимает Лулу на недосягаемую высоту в памяти зрителей и перед лицом вечности. С годами образ Лулу утрачивает скандальность, но не теряет от этого силы, а наоборот - все более восхищает. Сама Луиза Брукс в наши дни еще более популярна, чем в свои звездные годы. Неожиданным завершением этой на удивление крепкой и долговечной кинокарьеры стал тот факт, что лучшие комментарии к ее фильмам и лучшие рассказы о работе Брукс с Пабстом написаны ею самой: Луиза Брукс посвятила этому серию статей, которые не устаешь перечитывать.
Молодая, эффектная и красивая девушка Лулу, ранее танцевавшая в варьете, находит немолодого богатого любовника доктора Шена. Теряя голову, в Лулу влюбляются все мужчины подряд. И даже женщины не могут от нее оторваться. Доктор Шен не торопится связать себя узами брака с подобной женщиной. Но постепенно наш герой по-настоящему влюбляется в Лулу, теряя голову. Доктор Шеен понимает, что не может жить без нее…
Культовый фильм. Интересно, что Георг Вильгельм Пабст едва не выбрал на главную роль Марлен Дитрих, которая уже сидела в его приемной в ожидании подписания контракта. В это время режиссеру пришло сообщение от студии «Paramount», что Луиза Брукс (1906-1985), которую он хотел видеть в роли Лулу в первую очередь, согласилась на роль. Дитрих пришлось уйти ни с чем. Пабст заметил Луизу Брукс в картине «Девушка в каждом порту» (1928), и понял, что она идеально подходит на роль Лулу.