Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Il buono, il brutto, il cattivo

«ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ»
(Il buono, il brutto, il cattivo)

Франция-Италия-Германия, 1966, 161 мин., «Produzioni Europee Associati/Constantin Film Produktion»
Режиссер и сценарист Сержио Леоне, композитор Эннио Морриконе
В ролях Эли Уоллах, Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф, Луиджи Пистилли

Дикий Запад. Профессиональный стрелок по прозвищу Блондинчик и его старый знакомый бандит, разыскиваемый властями, по имени Туко, совершенно случайно узнают о существовании зарытого на кладбище клада с золотом на сумму в 200 тысяч долларов. Ситуация между старыми партнерами непростая: Туко знает, на каком кладбище зарыто золото, а Блондинчик знает, в какой именно могиле. Вскоре у них появляется конкурент в поисках золота в лице жестокого наемного убийцы по прозвищу Ангельские глазки…
Лучший спагетти-вестерн в истории мирового кино. Так как Сержио Леоне плохо говорил по-английски, а Эли Уоллах по-итальянски, они общались по-французски. Первоначально режиссер хотел пригласить на роль Туко актера Джан-Мария Волонте. В предпоследней сцене фильма, где Эли Уоллах неистово бежит через кладбище, на заднем плане видна несущаяся собака. Дело в том, что Леоне боялся, что эта сцена будет слишком мелодраматичной, поэтому, не предупреждая Уоллаха, во время дубля приказал спустить с поводка собаку, что было неожиданным для актера, и ему действительно пришлось нестись во весь опор. Интересно, что Клинт Иствуд носит одно и то же пончо во всех трех вестернах, где он играет «Человека без имени» (также в картинах «За пригоршню долларов», 1964 и «На несколько долларов больше», 1965) без замены и даже чистки. Интересно, что Орсон Уэллс предупреждал Леоне, чтобы тот не снимал фильм о гражданской войне в США, обещая картине провал. Леоне пригласил Эли Уоллаха в эту картину на основе его роли в фильме «Как был завоеван Запад» (1962). Сцена в оружейном магазине была полностью сымпровизирована Эли Уоллахом, который не разбирался в оружии, поэтому ему разрешили делать все, что он посчитает нужным. Мост, который взрывают Туко и Блондинчик, был настоящим испанским военным мостом. Военные согласились взорвать его при условии, если это сделает только их капитан. На следующий день капитан пришел на съемочную площадку, Сержио Леоне через радиопередатчик подал команду к съемкам, но в это время по этому же каналу последовала другая команда от оператора. В результате камеры не были включены, а капитан взорвал мост. Шокированный Леоне в гневе уволил оператора, а сам покинул съемочную площадку в своей машине. Когда испанцы узнали о столь крупной промашке, они принесли тысячу извинений режиссеру и предложили вновь отстроить мост, чтобы взорвать его. Правда, с условием, что Леоне вернет уволенного оператора. Режиссер согласился. Интересно, что Чарльзу Бронсону на выбор были предложены роли Туко и Ангельских глазок, так как Леоне боялся, что зрители не воспримут Ли Ван Клифа в образе злодея после его положительной роли полковника Мортимера в фильме «На несколько долларов больше». Бронсон отклонил обе роли. Первые 10, 5 минут фильма в картине нет диалогов. Картина снималась в пустынях Испании с участием 1500 солдат в качестве статистов. Несмотря на то, что Клинт Иствуд указан в титрах первым, больше всего экранного времени отдано Эли Уоллаху. Финальное «мексиканское противостояние» очень полюбил Квентин Тарантино, использовав его в своих фильмах «Бешеные псы» (1992) и «Криминальное чтиво» (1994). Когда Эли Уоллах впервые приехал на съемки в Мадрид, все отели оказались занятыми. Клинт Иствуд пригласил его переночевать вместе с ним у его друзей. Они спали на одной кровати, о чем впоследствии шутила жена Уоллаха: «Ты можешь гордиться тем, что оказался единственным мужчиной, который спал с Клинтом Иствудом». Из-за разницы в росте между Иствудом и Уоллахом в 23 сантиметра, часто было очень трудно поймать их вместе в одном кадре. При бюджете в 1, 2 миллиона долларов картина в прокате США собрала 19 миллионов. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа