Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Carrie

«КЭРРИ»
(Carrie)

США, 1976, 98 мин., «Redbank Films/MGM»
Режиссер и продюсер Брайан Де Пальма по Стивену Кингу, композитор Пино Доначчо
В ролях Сисси Спейсек, Пайпер Лори, Эми Ирвинг, Уилльям Катт, Джон Траволта, Нэнси Аллен

В день одной из своих первых и сильно запоздавших менструаций девушку Кэрри обуял страх. Но ее религиозная фанатичная мамаша-пуританка ничего не собиралась ей объяснять. В школе дурнушка Кэрри страдает от насмешек и издевательств одноклассников. Девочка начинает ненавидеть весь белый свет. Ее подруга Шу уговаривает красавчика Томми сопровождать Кэрри на балу в школе. Но дрянная девчонка Крис приготовила гнусный поступок. Когда Кэрри была провозглашена королевой вечера, то на сцене на нее сверху опрокинулся ушат крови. Случайно Кэрри обнаруживает у себя способность к пирокинезу. Добрая от природы девочка не собирается применять свой дар во вред кому-либо. Но доведенная до отчаяния садистским давлением со всех сторон, она вынуждена не только уничтожить всех своих обидчиков, но и погибнуть сама…
Брайан Де Пальма во время своего периода увлечения парапсихологией («Наваждение», 1976; «Ярость», 1978). Этот фильм имел огромный коммерческий успех. 27-летняя Сисси Спейсек снялась в роли тихой, послушной школьницы, над которой измываются все кому не лень. Это вторая такая роль у Спейсек после ленты Теренса Малика «Пустоши» (1973). Тем разительнее неожиданное перевоплощение в грозную мстительницу после того, как у нее обнаруживаются способности к пирокинезу. За эту роль Сисси Спейсек выдвинули на «Оскар», как и Пайпер Лори, играющую ее ненормальную мать. Неслыханный случай для фильмов ужасов. Это первая картина Пайпер Лори после фильма «Энергичный человек» (1961). В обеих картинах она была выдвинута на «Оскар». Мелодраматический элемент придает этому фильму особую окраску. История Кэрри была не только воплощена в художественном фильме, но и на бродвейской сцене в виде мюзикла. Можно вспомнить похожий фильм «Воспламеняющая взглядом» (1984), также созданный по произведению Стивена Кинга. Кстати, это первая экранизация произведения писателя. Брайан Де Пальма пережил бурный роман с бывшей оформительницей декораций Сисси Спейсек, сделал из нее кинозвезду, но два года спустя женился на начинающей актрисе Нэнси Аллен, которая дебютировала в этом фильме. Брак с Аллен продолжался недолго. Вскоре режиссер разменял ее на новую спутницу жизни-железную леди новой продюсерской генерации Гэйл Энн Херд, ученицу Роджера Кормана и бывшую супругу его ученика Джеймса Камерона. Актриса Эми Ирвинг-супруга Стивена Спилберга. Первоначально роль Крис была предложена Сисси Спейсек, но ее муж и художественный оформитель фильма Джек Фиск убедил Брайана Де Пальму провести пробы Сисси на главную роль. Это удалось! Интересно, что Сисси Спейсек до своей первой роли в 1973 году была певицей, но ее двоюродный брат-актер Рип Торн и его супруга Джеральдина Пейдж заставили ее попробовать в кино. Она начала работать с Ли Страсбергом на телевидении и снялась в небольшой роли у Теренса Малика. После чего работала оформителем декораций на картинах Де Пальмы «Призрак рая» (1974) и «Головоластик» (1976) Дэвида Линча. Интересно, что пробы Брайан Де Пальма проводил вместе с Джорджем Лукасом, который отбирал актеров для своей картины «Звездные войны» (1977). Кэрри Фишер рассматривалась на роль Кэрри, но отказалась сниматься обнаженной. А Спейсек пробовалась на роль принцессы Леи. Она согласилась раздеться перед камерой, поэтому и получила эту роль. Также на роль принцессы проходила пробы Эми Ирвинг, а Уилльям Катт-на роль Люка Скайуокера. Настоящая мать Эми Ирвинг Присцилла Поинтер также играет в картине ее собственную мать. Название школы «Bates High» имеет явную отсылку к фильму Альфреда Хичкока «Психоз» (1960). Кстати, четыре ноты из главной темы того фильма, постоянно звучат и здесь. Один из самых первых фильмов Джона Траволты. Он едет на машине «Chevelle SS 396» 1967 года выпуска. В картине «Криминальное чтиво» (1994) он едет на машине «Chevelle Malibu» 1964 года выпуска. Сценарий помогал писать Пулитцеровский лауреат за пьесу «Гленгарри Глен Росс» Дэвид Мамет («Почтальон всегда звонит дважды», 1981; «Неприкасаемые», 1987; «Мы не ангелы», 1989; «Хоффа», 1992; «Хвост виляет собакой», 1997; «Ронин», 1998; «Ганнибал», 2001). На главную роль просматривалась и Мелани Гриффит. Бетти Бакли, играющая в фильме преподавательницу физкультуры, сыграла мать Кэрри в провалившемся одноименном музыкальном шоу, поставленном в 1988 году. Она было сыграно на Бродвее всего пять раз и закрыто. Оно считается одним из самых больших провалов в истории бродвейских мюзиклов. Эпизод на выпускном вечере с крутящимися героями был достигнут оригинальным способом: Уилльям Катт и Сисси Спейсек стояли на платформе, которая крутилась в одну сторону, а камера стояла на рельсах и катилась в противоположную сторону. Актриса П. Д. Соулс была нанята сниматься всего две недели, но после того, как она ударила Сисси Спейсек по голове своей красной бейсбольной кепкой во время эпизода игры в волейбол, Де Пальма решил расширить ее роль и оставил сниматься дольше. Во время сцены, где на Кэрри выливается кровь свиньи, естественно, использовали сироп и краску, хотя сама Спейсек настаивала, чтобы кровь была настоящей. По сценарию модель Белого дома должна была разрушена камнепадом. Создатели картины потратили всю ночь, пытаясь добиться нужного эффекта, но у них ничего не получалось. Ближе к рассвету они решили просто дом сжечь. В итоге им понравилось то, что они сняли, и этот эпизод вошел в фильм. Нэнси Аллен рассказывала, что никогда не думала, что ее персонаж окажется настолько злым и жестоким, пока не посмотрела окончательный вариант фильма. Она думала, что наряду с Джоном Траволтой, будет таким легкомысленным недалеким комичным персонажем. Пайпер Лори также считала, что ее персонаж Маргарет Уайт был слишком неестественным и гротескным, поэтому думала, что картина будет комедией. Искусственная кровь, которой окатили Спейсек, была сладкой и прилипла к ее коже под теплыми лучами софитов, поэтому чтобы вернуть актрисе божеский вид, пришлось подождать, пока жидкость засохнет и просто отдирать ее, а не смывать. На пробы Спейсек пришла не умывшейся, намазав волосы вазелином и в матросском платье, которое ее мать сшила ей, когда она училась в седьмом классе. Спейсек спросила Де Пальму, как она должна выражать свои эмоции в начальной сцене, когда обнаруживает в душевой, что у нее началась менструация. Режиссер ответил: «Ты должна чувствовать себя так, словно тебя сбил грузовик». Спейсек пошла к своему мужу Джек Фиску, который работал в съемочной группе фильма, и попросила его вспомнить свои эмоции, когда его в детстве сбила машина, когда он засмотрелся, как сосед развешивает рождественские лампочки. И именно его описания Спейсек использовала в выражении своих эмоций. Девушки в душевой не хотели сниматься полностью обнаженными, но когда Де Пальма показал им эпизоды с обнаженной Спейсек, они стали более сговорчивыми. В эпизоде, когда Бетти Бакли по-настоящему бьет Нэнси Аллен (как и просил Де Пальма), та никак не могла выразить те эмоции, которые требовались режиссеру, поэтому Бетти пришлось бить Нэнси не менее тридцати раз. Интересно, что Нэнси Аллен была последней актрисой, которую взяли на роль. Это дебютный фильм Бетти Бакли и Эми Ирвинг. Интересно, что Ирвинг не понравился сценарий, когда она впервые прочитала его, но когда увидела окончательный вариант фильма, то очень полюбила его. Хотя ей очень не понравилось, что многие сцены с ее участием были вырезаны или сокращены. Первоначально Де Пальма хотел снимать выпускной вечер с разделенным надвое экраном, но конечный результат его не удовлетворил, поэтому он перемонтажировал все в полноэкранный режим, оставив лишь несколько моментов с разделенным экраном. Кольцо, которое Эми Ирвинг носит в фильме, было подарено ей самим Стивеном Кингом. Фильм, который Томми и Шу смотрят по телевизору, когда Томми соглашается взять Кэрри на выпускной вечер, называется «Duel at Diablo» (1966). На главную роль просматривалась Линда Блэйр, но отказалась, так как у нее уже была похожая роль в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973) и она боялась повториться. На роль претендовала и Фарра Фосетт, но была вынуждена отказаться, так как была занята в съемках телесериала «Ангелы Чарли» (1976). Композитор Бернар Эррманн, который номинировался на «Оскар» за музыку к предыдущему фильму Де Пальмы «Наваждение» (1976), должен был написать музыку и к этому фильму, но умер в декабре 1976 года, еще до того, как фильм был закончен. Стивен Кинг писал героиню своего романа с двух девочек, которых он знал по школе. Они были изгоями в классе, происходили из глубоко религиозных семей и обе умерли до достижения тридцатилетия. С одной девочкой он учился в одном классе, а другая была его ученицей, когда он преподавал в школе до начала своей литературной карьеры. Первоначальным выбором режиссера на роль Кэрри была актриса Памела Шу Мартин, которая произвела на него впечатление своей ролью девушки, настойчиво добивающейся аборта, в картине «Найти мужчину» (1972). Но пробы Спейсек были настолько убедительными, что она и получила эту роль. В сцене, где напор воды убивает персонажа в исполнении П. Д. Соулс, вода действительно попала ей в уши и она упала без сознания. Когда в кадре видна ее голова, лежащая на полу и качающаяся в сторону, актриса на самом деле была без сознания. Де Пальма посмотрел этот эпизод и решил оставить его в фильме. Интересно, что когда Спейсек облили искусственной кровью, и та прилипла к ней, актриса решила не мыться, чтобы съемки могли продолжиться на следующий день. Так она и спала в своем трейлере, стоящим возле съемочной площадки, на протяжении трех дней. Фильм номинировался на «Оскар» за лучшую актрису (Сисси Спейсек) и актрису второго плана (Пайпер Лори). Пайпер Лори также номинировалась на «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший фильм года. На кинофестивале в Аворьязе картина получила Гран-при, а Сисси Спейсек за свою игру удостоилась «специального упоминания». При бюджете в 1, 8 миллиона долларов картина только в США собрала почти 34 миллиона и еще более 15 миллионов заработала за право демонстрации в других странах. Оценка 3, 5 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа