Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Casablanca

«КАСАБЛАНКА»
(Casablanca)

США, 1942, 102 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Майкл Кертис, композитор Макс Штейнер
В ролях Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Клод Рейнс, Конрад Вейдт, Питер Лорре, Пол Хенрейд

Во время Второй мировой войны в столице Марокко Касабланке иммигрант-американец Рик Блейн содержит самый популярный ночной клуб в городе. Город представляет собой главный перевалочный пункт для беженцев из стран Европы, направляющихся в США или Австралию. Однажды в руках Рика оказываются два транзитных проездных документа, позволяющие ему отправиться в любую из этих стран. Власть в Касабланке находится в руках фашистов. Однажды в город прибывает немецкий майор Штрассер. Глава полиции города капитан Рено всячески пытается угодить могущественному арийцу. По его требования Рено задерживает в городе чешского лидера движения сопротивления Виктора Ласло. К своему огромному удивлению Рик узнает, что супругой Ласло является его бывшая возлюбленная Илса, внезапно бросившая его в Париже несколько лет тому назад. К Рику вновь возвращаются воспоминания о тех счастливых днях, которые имели такой жестокий и печальный конец. Ведь Рик до сих пор продолжает любить Илсу, но не знает причину ее таинственного исчезновения. Однажды Илса узнает, что Рик имеет необходимые проездные документы, и просит его отдать их ей с мужем, которому нужно покинуть Касабланку, чтобы продолжать вести борьбу с фашизмом. Рику приходится выбирать между чувствами к Илсе и чувством долга…
Фильм считается одним из лучших в истории кинематографа. В 1941 году в прессе появилась информация, что главные роли будут играть Рональд Рейган, Энн Шеридан («Ангелы с грязными лицами», 1939; «Женщина в бегах», 1950) и Деннис Морган («Возвращение доктора Икс», 1939). Но это была сознательная «утка», запущенная пресс-агентами этих трех актеров, чтобы их имена мелькнули в прессе. Владелец студии Джек Уорнер склонялся к кандидатуре Джорджа Рафта («Вокруг света за 80 дней», 1956; «Некоторые любят погорячее», 1959), но в это время продюсер Хол Уоллис искал следующий проект для своего актера Хамфри Богарта. Когда он узнал о «Касабланке», то позвонил Уорнеру и уговорил его взять на главную роль Богарта. Больше никто на эту роль даже не рассматривался. Интересно, что Рафт первоначально отказался от роли Рика Блейна, а когда Богарт был утвержден, он неожиданно поменял решение, но Джек Уорнер посоветовался с Уоллисом и решил отказать Рафту. На самом деле вторжение союзников в Касабланку произошло 8 ноября 1942 года, а так как премьера картины была намечена на весну этого года, то продюсеры хотели задержать выход фильма и ввести эпилог с вторжением в фильм. Джек Уорнер возражал, считая, что не стоит ставить на одни весы значимость одного фильма и вторжение американских войск в Марокко. Но его сумели переубедить. Продюсер Хол Уоллис уже собрался переснимать пролог фильма, как вмешался продюсер Дэвид Селцник, у которого Ингрид Бергман была на контракте. Он жестко надавил на Уорнера, чтобы картину выпускали в прокат как можно быстрее. В итоге ее премьера состоялась 26 ноября в Нью-Йорке, но показ в Лос-Анджелесе специально задержали до января 1943 года, чтобы она могла участвовать в конкурсе на «Оскар» именно в 1943 году (в номинации принимают участие картины, премьеры которых состоялись до 31 декабря текущего года). Актриса Мишель Морган («Падший идол», 1948; «Большие маневры», 1955; «Поворот дверной ручки», 1957) потребовала гонорар в размере 55 тысяч долларов, но Хол Уоллис отказался, так как мог спокойно получить Ингрид Бергман всего за 25 тысяч. На роль Илсы продюсеры хотели пригласить Хеди Ламарр («Странная женщина», 1946), но она была на контракте у студии «MGM», которая не отпустила ее. Картина поставлена по пьесе «Все приходят к Рику». Продюсеры студии «MGM» хотели купить ее за 5 тысяч долларов, но глава студии Луис Майер отказался выделить деньги. А вот когда продюсеры студии «Warner» предложили Джеку Уорнеру купить ее, тот, не задумываясь, выложил целых 20 тысяч (для пьесы, которая ни разу не была поставлена на театральной сцене, это были неслыханные деньги). Так как съемки проходили в военное время, то киношникам не разрешили снимать в аэропорту после наступления темноты (чтобы не дать наводку самолетам противника для бомбардировки). Поэтому аэропорт соорудили на съемочной площадке, а чтобы придать ему видимость реального, рядом с небольшими картонными самолетами поставили лилипутов, чтобы выглядело естественнее. Эту же технику много лет спустя в своем фильме «Чужой» (1979) использовал Ридли Скотт, который построил декорации не в реальную величину, а просто поставил рядом с ними своего маленького сына и его друзей, чтобы создать иллюзию, словно декорации огромные. Интересно, что многие тени были нарисованы на стенах, а не отбрасывались предметами или людьми. Ненависть Конрада Вейдта к фашистам была хорошо известна в театральных кругах Германии, и актер едва успел покинуть страну, узнав о том, что для его ареста отправился отряд эсесовцев. Кроме того, его жена была еврейкой. Многие актеры, игравшие фашистов, в действительности были немцами-евреями, бежавшими из Германии. Несмотря на постоянные обвинения тогдашней супруги Богарта Майо Метот, что у него связь с Бергман, актеры вне съемочной площадки практически не разговаривали. Они встречались лишь во время ужина и главной темой обсуждения у них было желание как можно быстрее закончить сниматься в этому фильме, так как диалоги казались им смехотворными, а ситуации неестественными. После успеха этого фильма задумывалось продолжение под названием «Brazzaville», но планам не суждено было осуществиться. Чтобы увеличить прибыль от европейского проката картины, продюсеры придумали сделать всех неприятных персонажей картины (за исключением, немцев, естественно, которые и так считались врагами) представителями страны, воюющей вместе с Германией, то бишь, итальянцами! В картине снимались всего три американца: Хамфри Богарт, Дули Уилсон и Джой Пейдж, падчерица Джека Уорнера, играющая молоденькую жену болгарина. Так как Бергман была немного выше Богарта, то на съемочной площадке постоянно приходилось прибегать к различным ухищрениям и уловкам, чтобы Богарт выглядел выше своей партнерши, когда они были вместе в одном кадре. Актер Дули Уилсон был единственным членом актерской группы, который ранее посещал Касабланку. С зарплатой в 25 тысяч долларов за 5 недель съемок Конрад Вейдт оказался самым высокооплачиваемым актером этого фильма. Его конкурентом за роль майора Штрассера был режиссер Отто Премингер, который потребовал гонорар 7 тысяч долларов в неделю (в итоге вышло бы 35 тысяч!). Для сравнения: негр Дули Уилсон, играющий вовсе не маленькую роль Сэма, получал 500 долларов в неделю. Хол Уоллис не хотел, чтобы Богарт слишком часто носил шляпу, в которой «он выглядит как гангстер». Когда картина получила «Оскар» как лучший фильм года, на сцену получать статуэтку первым выбежал сам Джек Уорнер, а не реальный продюсер картины Хол Уоллис, который был поражен таким неуважением и никогда не простил этого Уорнеру. Уоллис, которого на студии все считали вундеркиндом, вскоре покинул «Warner». Во время сцены, где «Марсельеза» перекрывает нацистскую песню «Watch on the Rhine», у многих статистов слезы текли по-настоящему, ибо большинство из них были реальными беженцами из Европы, опустошенной фашистами. В Касабланке во время Второй мировой войны на самом деле был самый большой перевалочный пункт для беженцев, летевших из Европы самолетами. Именно по этой причине Касабланка была выбрана местом действия фильма, хотя первоначально предлагался Лиссабон. Первым выбором Хола Уоллиса на режиссерское кресло был Уилльям Уайлер. В обмен на то, что Дэвид Селцник согласился отпустить на съемки свою звезду Ингрид Бергман, Джек Уорнер одолжил ему свою ведущую актрису Оливию Де Хавилланд. Братья Эпштейн закончили написание сценария за три дня до начала съемок. Кафе Рика было единственной декорацией, построенной специально для этого фильма, все остальные декорации были позаимствованы у других картин, снимавшихся на студии «Warner», так как в условиях военного времени существовали ограничения на поставки строительных материалов для постройки зданий. Название картины было изменено с «Everybody Comes to Rick's», как называлась пьеса, на более простое «Касабланка» из-за успеха картины с названием «Алжир» (1938). Когда президент США Рузвельт вернулся в Белый дом после своей встречи в Касабланке с Черчиллем, он попросил показать ему эту картину. Белый дом означает «casa blanca» по-испански. Готовясь к съемкам с Богартом, Ингрид Бергман бессчетное количество раз пересмотрела фильм «Мальтийский сокол» (1941). Идея сделать Рика шахматистом пришла в голову самому Хамфри Богарту. Интересно, что первоначально картину должен был ставить Ховард Хоукс, а Майкл Кертис-фильм «Сержант Йорк» (1941). Но во время ужина они начали обсуждать свои фильмы и пришли к мысли, что лучше бы им поменяться проектами, что они и сделали! Обратите внимание, что в течение всего фильма так и не говорится, по какой причине Рик не может вернуться в США. Хамфри Богарт был застрахован на 100 тысяч долларов, если он умрет во время съемок этого фильма! Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую операторскую работу, монтаж, музыку, актера (Богарт) и актера второго плана (Рейнс). В 1989 году картина одной из первых была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США после ее учреждения. При бюджете в 950 тысяч долларов (на 100 тысяч больше первоначального бюджета) картина только за право использования на территории США собрала более 4 миллионов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа