Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Casper

«КАСПЕР»
(Casper)

США, 1995, 100 мин., «Amblin Entertainment/Universal»
Режиссер Брэд Силберлинг, продюсер Стивен Спилберг, композитор Джеймс Хорнер
В ролях Кристина Риччи, Билл Пуллман, Кэти Мориарти, Эрик Айдл, Джессика Вессен

Каспер, призрачный герой фильма-это малыш, умерший несколько веков назад, который, несмотря на свое бесплотное состояние, выглядит милым отпрыском пухлого Карлсона. Он живет в мрачном замке на побережье Новой Англии. Однако дням, когда Каспер в одиночестве блуждал среди жутковатых стен замка, невольно пугая смешливых школьников-экскурсантов, приходит конец. Просторный дом получила в наследство холодная, вечно недовольная блондинка по фамилии Кэрриган. И, узнав, что в замке будто бы спрятаны сокровища, она делает все, чтобы очистить его от привидений, а потом без помех заняться поисками миллионов. Однако никакие ухищрения ей в этом не помогают. Последней надеждой Кэрриган становится доктор Харви, самозваный парапсихолог, опечаленный смертью жены и, во что бы то ни стало, старающийся установить с ней контакт. Как это сделать, он, естественно, не знает. Вместе с дочерью Кэт рассеянный профессор уютно устраивается в замке, но уже через две минуты, ничего не понимая, видит перед собой первое привидение: дружелюбно настроенного Каспера. До этого момента доктор Харви сам не верил в существование сверхъестественных сил. Однако после появления еще трех воинственно настроенных привидений: Стретча, Стики и Фэтсо, устроивших опустошительный кавардак, наш изгоняющий духов доктор вынужден дать деру…
Каспер-это дружелюбное, очень симпатичное привидение, начавшее свою жизнь на страницах комиксов, затем ставшее героем мультсериалов, а теперь появившееся и в большом кино. Возможности компьютерной анимации позволили нарисованному привидению подружиться с настоящей двенадцатилетней девочкой Кэт, когда она вместе со своим отцом, изучающим проблемы потустороннего мира, поселилась в доме, населенном призраками. Фильм стал режиссерским дебютом Брэда Силберлинга. Когда мы думаем о потустороннем мире, то, конечно, представляем, как покинувшие этот мир дорогие нам люди внимательно и доброжелательно следят за нашей земной жизнью, нежась на своих облаках. Нам даже и в голову не приходит мысль, что они гораздо охотнее стали бы подпевать Элвису Пресли или философствовать вместе с Аристотелем. Этим своим заблуждением мы обязаны Голливуду, который упорно демонстрирует нам, чем души умерших могут заниматься в течение дня. Например, в фильме «Привидение» (1990) для них нет ничего важнее, чем успешно завершить незаконченные на Земле дела или оберегать нас в опасных ситуациях. И это вместо того, чтобы смириться с вечностью, которая стала их постоянным прибежищем. Нам, конечно же, интересно узнать, какова жизнь в той населенной астральными телами стране за радугой. Однако Каспер-то в фильме живет среди нас, и фантазия авторов фильма ограничивается в основном тем, что они показывают, как привидение готовит завтрак. Правда, следует признать, что сделано это довольно смешно. Нетрудно догадаться, чьим детищем является Каспер: в фильме имеется дом с привидениями, странные машины и стремительная езда на американских горках, а также непременный одинокий подросток, который заводит дружбу с неземным существом. Этот типичный для Стивена Спилберга фильм-яркий, шумный, по-хорошему инфантильный-вызывает духов вовсе не для того, чтобы до смерти запугать зрителя, а для того, чтобы доставить ему удовольствие и даже вызвать сочувствие. Авторы сценария сполна использовали сказочный антураж для придания своей банальной истории о привидениях сатирического тона. Фильм с избытком сдобрен разными шутливыми намеками и неожиданными появлениями звезд-от Клинта Иствуда до Мела Гибсона. В «Каспере» авторам удалось не только превзойти знаменитых «Охотников за привидениями» (1984), но и сделать фильм, вполне пригодный для показа под Рождество. Получился в меру комичный, в меру сентиментальный, но отнюдь не захватывающий фильм. Правильнее всего было бы отнести это безобидное «послеобеденное» удовольствие к категории «слащавых». И те, кому этого мало и кто равнодушен к фантастической трюковой технике компании «ILM», которая любого зрителя превращает в восьмилетнего ребенка, широко раскрытыми глазами смотрящего на необычных существ, вполне могут этот фильм не смотреть. Тех же, кто хочет просто развлечься, во время просмотра «Каспера» не покинут добрые духи. Первый фильм в истории кино с компьютерным героем в главной роли, чьим именем он назван. Визуальными эффектами занимался такой «монстр», как Рон Браун, работавший над такими классическими картинами, как «Звездные войны» (1977), «Инопланетянин» (1982), «Список Шиндлера» (1993), «Маверик» (1994), «Волк» (1994), «Форрест Гамп» (1994), «Разоблачение» (1994), «Конго» (1995), «Американский президент» (1995), «В пасти безумия» (1995), «Марс атакует» (1996), «Люди в черном» (1997), «Спаун» (1997), «Подъем с глубины» (1998), «Глаза змеи» (1998), «В поисках галактики» (1999), «Космические ковбои» (2000), «Перл Харбор» (2001), «Планета обезьян» (2001), «Банды Нью-Йорка» (2002). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую юную актрису (Риччи), а номинировала как лучший фильм года. При бюджете в 55 миллионов долларов картина по всему миру собрала 288 миллионов и еще 49 миллионов заработала за право демонстрироваться в других странах. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа