Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People  Cat People


Cat People

«ЛЮДИ-КОШКИ»
(Cat People)

США, 1942, 73 мин., ч/б, «RKO»
Режиссер Жак Турнер, композитор Рой Уэбб, продюсер Вэл Льютон
В ролях Симона Симон, Джейн Рэндольф, Алан Напье, Джек Холт, Кент Смит, Том Конвей

В Нью-Йорке живет молодая художница-сербка Ирина Дубровна. В зоопарке она знакомится с морским инженером Оливером Ридом, который моментально влюбляется в нее. Она говорит ему, что живет одна, редко встречается с людьми, и он ее единственный друг в городе. Квартира Ирины расположена рядом с зоопарком, и она любит слушать по ночам рев львов, который ее возбуждает. А крики пантеры наоборот действуют на нее раздражающе. Также она очень любит ночь. Ирина рассказывает Оливеру, что в ее деревне занимались колдовством, и ее предки превращались в пантер под воздействием злобы, гнева или ревности. Она думает, что у нее тоже есть такая наследственная особенность. Оливер не верит в эти религиозные предрассудки прошлого. «Кошки не любят меня»-как-то признается Ирина. Молодые люди собираются пожениться. Ирина говорит Оливеру, что завидует простым женщинам, которые могут спокойно гулять по улицам. Он отводит ее к психиатру. Тот под гипнозом находит источник беспокойств Ирины: она думает, что может превращаться в пантеру. В последующие дни Ирина встревожена дружбой Оливера с его коллегой по работе Алисой. Та давно тайно влюблена в Оливера и, наконец, признается в своих чувствах. В зоопарке Ирина хочет выпустить пантеру на волю. Психиатр, следивший за ней, едва успевает помешать осуществлению ее желаний. Ночью Ирина следит за Алисой, которая встречается с Оливером в кафе. Алиса смутно чувствует, что ее кто-то преследует. Ирина возвращается к мужу и плачет. Ночью ее мучает кошмар, и она вспоминает слова психиатра. Вечером Ирина встречается с Алисой в пустом в такой поздний час бассейне. Тень животного скользит по стене. Алиса, терзаемая смутными сомнениями, кричит. Ирина включает свет и успокаивает ее. Она говорит, что искала Оливера, после чего уходит. Алиса замечает, что одежда Ирины порвана. Психиатр снова разговаривает с Ириной. Она жалуется, что когда к ней прикасается муж, ей хочется превратиться в пантеру. Вскоре Оливер признается, что любит Алису и хотел бы развестись с Ириной. Однажды вечером Оливер и Алиса собираются покинуть свой офис, но замечают, что заперты в нем. Они видят тень пантеры и пытаются позвать на помощь. «Оставь нас в покое, Ирина»-кричит Оливер. Им удается убежать. Психиатр снова встречается с Ириной, но та принимает обличие пантеры. Психиатр вынужден защищаться тростью. Ему удается пронзить пантеру. Смертельно раненная, Ирина возвращается в зоопарк, открывает клетку пантеры, которая убегает из клетки на свободу. Пришедшие Оливер и Алиса видят окровавленный труп Ирины. «Она мне не лгала»-произносит Оливер…
Этот фильм является одним из самых значительных не только в карьере двух его создателей, Вэла Льютона и Жака Турнера, но вообще в истории жанра ужасов. Чарльз Кернер, владелец компании «RKO» как-то попросил Вэла Льютона подготовить материал для фильма, отталкиваясь от названия «Люди-кошки», которое показалось ему привлекательным. Продюсер считал, что довоенные монстры (вампиры, оборотни) исчерпали себя и нужно найти что-то новое и необычное. Сначала Льютон хотел экранизировать роман Алжернона Блэквуда, но затем решил рассказать современную историю, навеянную серией французских рисунков, где изображались модели с головами кошек. Снятый за 21 день при бюджете в 130 тысяч долларов (в том году в прокате он принес 4 миллиона и еще 4 миллиона выручил за право демонстрироваться в других странах мира), фильм стал первым из четырнадцати картин, продюсированных Вэлом Льютоном (из них 11 для «RKO»). Владельцы студии скептически отнеслись к картине и отдали ее для демонстрации в гавайский кинотеатр Лос-Анджелеса, где только что закончили показ фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941). Неожиданно, прием у фильма оказался куда лучше, чем у его предшественника, что позволило «RKO» твердо стать на ноги, по сравнению с очень тяжелым для компании 1941 годом. Деньги, полученные от картины, позволили Вэлу Льютону в период с 1942 по 1946 год выпустить целую серию картин, которые стали знаковыми в истории жанра ужасов. Также это был первый серьезный успех Жака Турнера, который сделал еще два фильма в том же ключе («Я гулял с зомби» и «Человек-леопард»), после чего обратился к новым для себя кинематографическим жанрам. Картина шла в прокате столь долгое время (так как ее успех был ошеломительным, то прокат следующих двух вышеупомянутых фильмов Льютона просто был отложен на поздний срок), что кинокритикам пришлось ее пересматривать несколько раз, с каждым разом выдавая все более положительные рецензии. Продюсеры картины хотели заменить Турнера уже спустя 4 дня после начала съемок, но Льютону удалось его отстоять. Из-за ограниченного бюджета для съемок использовались декорации другого фильма Орсона Уэллса «Великолепные Амберсоны» (1942). В 1993 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.