Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Cleopatra

«КЛЕОПАТРА»
(Cleopatra)

США-Великобритания-Швейцария, 1963, 192 мин., «20th Century Fox/MCL Films S.A./Walwa Films S.A.»
Режиссер Джозеф Манкевич, композитор Алекс Норт, спецэффекты Л. Б. Эбботт
В ролях Элизабет Тейлор, Ричард Бартон, Рекс Харрисон, Мартин Ландау, Хьюм Кронин, Родди Макдоуэлл, Эндрю Кейр, Цезарь Данова

Египтом управляет Птолемий, с восторгом наблюдающий, как правитель Рима Цезарь держит свою раздираемую войнами страну в узде. Покорив Помпеи, Цезарь прибывает в Египет, где знакомится со старшей сестрой Птолемия по имени Клеопатра, которая страстно мечтает стать единоличной главой страны. Цезарь влюбляется в Клеопатру и гарантирует ей свою помощь в противостоянии с братом. Вмешательство Рима в дела Египта приводит к тому, что Клеопатра смещает Птолемия и становится единовластной правительницей страны. У Клеопатры рождается сын от Цезаря, и она отправляется к нему в Рим, намереваясь стать его законной женой. Но не успевает, ибо Цезаря убивают, и ситуация мгновенно становится критической для Клеопатры…
Тем режиссерам, кто пытался нарисовать ее портрет, Клеопатра принесла больше вреда, чем пользы. У Манкевича она отняла столько сил, что наверняка укоротила ему жизнь и, что еще важнее и безутешнее для нас-жизнь в кинематографе. «Клеопатра» Манкевича, фильм весьма скудных достоинств, можно расценивать как чудо изобретательности лишь в контексте тех чудовищных условий, в которых он появился на свет. «Клеопатра» Сесиля Де Милля (1934, с Клодетт Колбер) дает больше аргументов противникам режиссера, чем его поклонникам. Это довольно смехотворный и в то же время слишком неповоротливый комикс, где никак не заметны (или заметны очень мало) величие и обычные достоинства Де Милля. Обоим фильмам, без сомнения, стоит предпочесть «Легионы Клеопатры» (1960) Витторио Коттафави. Тот ко всеобщему благу отказался от пристрастия к бурлеску и отстраненному взгляду на происходящее в пользу самой обыкновенной и чистой трагедии. Отмечу на память также смелое (для своего времени) цветовое решение фильма, поставленного англичанином Габриэлем Паскалем по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» (1946). Вскоре после начала съемок Элизабет Тейлор заболела и не могла сниматься. После многочисленных переносов проект был заморожен, и режиссер Рубен Мамульян в начале 1961 года (съемки начались в 1960 году) покинул его. За ним от ролей отказались Питер Финч и Стивен Бойд. Мало того, так как Тейлор уже не могла сниматься при английской погоде, съемки перенесли из Лондона в Рим, а все отснятые ранее материалы были уничтожены. Когда режиссером стал Джозеф Манкевич, на съемки уже было потрачено 5 миллионов долларов, пришедшиеся на уничтоженные материалы и декорации. Девушки-статистки, игравшие подруг Клеопатры, были вынуждены попросить у студии охрану от назойливых рук любвеобильных итальянских мужчин-статистов. Студия выделила несколько человек-телохранителей. Массивные декорации Александрии пришлось целиком отстраивать три раза. Интересно, что Джозеф Манкевич хотел, чтобы проект вышел в двух трехчасовых картинах «Цезарь и Клеопатра» и «Антоний и Клеопатра», но студия настояла на своем варианте, так что еще два часа белого отснятого материала до сих пор хранится на полках студии. Одни костюмы Элизабет Тейлор обошлись студии в 195 тысяч долларов. Первоначально главную роль должна была играть Сюзан Хейвард. После всех судебных заседаний, длившихся до 1966 года, итоговый гонорар Элизабет Тейлор составил 7 (по ценам 2009 года-это 29 миллионов) миллионов долларов (в октябре 1959 года Тейлор стала первой актрисой в истории кино, получившей гонорар в один миллион долларов за один фильм). Марка Антония должен был играть Марлон Брандо, но он в итоге предпочел проект «Мятеж на Баунти» (1962). Именно во время съемок в этом фильме между Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном начались близкие отношения (это их первый из одиннадцати совместных фильмов). Первоначально главную роль должна была играть Джоан Коллинз, а бюджет фильма не превышал 2-х миллионов долларов. Когда была ангажирована Тейлор, бюджет пересмотрели. Для съемок картины было построено 79 декораций и пошито 26 тысяч костюмов. Один корабль Клеопатры стоил 2 миллиона долларов в современных ценах. Построенный на студии римский форум был в три раза больше, чем настоящий в древние времена. Первоначально власти Египта отказали в разрешении Тейлор въехать в страну, так как она была еврейкой. Они переменили свое мнение, когда получили процент от прибыли, принесенной прокатом фильма. Гонорар Манкевича составил огромные 3 миллиона долларов. За доработку сценария Наннали Джонсон (режиссер фильма «Черная вдова», 1954) получил 140 тысяч долларов. Контракт Хьюма Кронина первоначально был подписан на 10 недель, а в итоге актер провел на съемочной площадке 10, 5 месяцев. Рекламная компания фильма была настолько удачной, что перед премьерой фильма все билеты в США были раскуплены на четыре месяца вперед. Интересно, что после того, как Рубен Мамульян покинул проект, продюсеры студии «20th Century Fox» предложили режиссерское кресло Альфреду Хичкоку, но тот предпочел собственный фильм «Птицы» (1960). Интересно, что глава студии Спирос Скурас, настаивая на приглашении Элизабет Тейлор, особенно подчеркивал, что «Клеопатра должна иметь грудь. Только она принесет нам 1-2 миллиона долларов!». Картина получила «Оскар» за лучшее художественное оформление, операторскую работу, костюмы и спецэффекты, а номинировалась за лучший монтаж, музыку, звук, актера (Рекс Харрисон) и как лучший фильм года. Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера (Харрисон), актера второго плана (Родди Макдоуэлл) и как лучший фильм года. Также картина номинировалась на музыкальную премию «Грэмми». При бюджете в 44 миллиона долларов (это один из самых высокобюджетных фильмов в мире; в ценах 2007 года его бюджет составил почти 300 миллионов долларов США) картина в мировом прокате собрала 62 миллиона и еще 26 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа