Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

A Clockwork Orange

«МЕХАНИЧЕСКИЙ АПЕЛЬСИН»
(A Clockwork Orange)

Великобритания, 1971, 136 мин., «Warner/Polaris Productions»
Режиссер, сценарист и продюсер Стэнли Кубрик, композитор Уэнди Карлос
В ролях Малкольм Макдауэлл, Джеймс Маркус, Майкл Говер, Майкл Тарн, Пол Фаррелл, Патрик Маги, Адриенн Корри

В неопределенном, но относительно недалеком будущем, Алекс, главарь банды подростков, которого музыка Бетховена вводит в транс, решает немного поразвлечься. Во время кровавых утех со своими товарищами, Димом, Питом и Джорджи, он дает выход своим самым агрессивным инстинктам. Сначала четверо хулиганов издеваются над бездомным бродягой, потом вламываются в дом писателя Александера. Они его жестоко избивают, а жену насилуют прямо на его глазах. Потом Алекс, как ни в чем ни бывало, возвращается к родителям, которые ругают его за многочисленные пропуски школьных занятий. На следующий день он снимает двух девчонок в магазине грампластинок, отводит к себе домой, где занимается сексом. Во время очередной хулиганской вылазки банда проникает в другой дом. Там находится одна девушка. Поиздевавшись над ней, подонки ее убивают. После чего, товарищи Алекса, уставшие от его вечных придирок, избивают его и оставляют полиции. Приговоренный к 14 годам заключения, Алекс добровольно соглашается подвергнуться воздействию терапии доктора Людовико. Тот хочет попытаться исправить характер Алекса, избавить от проявления агрессии. Алекса заставляют смотреть сцены насилия в сопровождении музыки Бетховна, которая теперь вызывает у него жуткую ненависть. Чтобы он не мог закрыть глаза, веки искусственным образом поддерживают иглами. Такое лечение приносит свой эффект, и вскоре Алекса освобождают из тюрьмы. Теперь уже он пассивно переносит нападение бродяги, которого он когда-то избивал. После этого над ним издеваются его бывшие товарищи, которые стали полицейскими. Избитый, Алекс оказывается рядом с домом писателя, чью жену он изнасиловал, после чего она умерла. Мистер Александер, ставший калекой в результате того нападения, хочет отомстить ублюдку. Он дает ему приют, но постепенно доводит Алекса до желания покончить жизнь самоубийством, закрыв в комнате, где без перерыва играет музыка Бетховета. Алекс выбрасывается в окно, но не погибает. Во время его пребывания в госпитале, все бывшие замашки возвращаются вновь. Министр предлагает ему свою защиту с целью пропаганды правительства. Алекс выглядит обрадованным…
Герой фильма Алекс-растленный маньяк, напичканный наркотиками, упивающийся жестокостью, равнодушный к родителям и друзьям. Сцены зверских избиений ни в чем не повинных людей, диких, разрушительных оргий в чужих домах, снятые с ошеломляющими натуралистическими подробностями, венчаются глубокой пророческой сценой полного согласия Алекса с либеральным государственным деятелем. Фильм производит незабываемое, гнетущее впечатление, он мрачен, но основная его мысль верна: современное общество грозит человечеству безнравственностью и вырождением. Фильм вызвал большой скандал в свое время, так как попал в самую точку и дал ответы на многие вопросы, стоявшие тогда перед обществом. Картина наполнена большим разнообразием литературных и драматических жанров. Под научно-фантастическим соусом в ней соединились философский рассказ, аллегория, проблемный фильм, театральная постановка, сатира и черный юмор. В конце шестидесятых годов ни один кинематографический жанр не мог похвастаться доминирующим статусом. В созидательном плане лишь фильмы ужасов и научная фантастика были в каждом фильме в том или ином виде. Этот случай наглядно показан и в данной картине. Фантастичность видна в хронологических эпизодах «action», в языке персонажей и стиле поведения, присущему главному герою. Поэтому она придает апокалиптический размах всем агрессивным развлечениям. С точки зрения тематической и социологической, фильм поднимает проблему номер один большинства современных общественных порядков-насилие. Но Стэнли Кубрик под оригинальным углом изучает ее, сравнивая насилие индивидуума с насилием всего общества. В конце концов, он подводит зрителя к выводу, что насилие всего общества куда более жестокое и отвратительное явление, чем одного человека. Кубрик отрицает абсурдность общества, которое хочет навести порядок с помощью слабых и больных граждан. После выхода картины на экран, Стэнли Кубрик получил угрозы о смерти, после чего в 1973 году попросил компанию прекратить прокат картины в Великобритании. Он сказал, что она будет демонстрироваться там только после его смерти. Так и вышло. Картина совсем недавно в 2000 году, год спустя после смерти Кубрика, вышла в прокат в Англии. Картина номинировалась на «Оскар» как лучший фильм года, за лучшую режиссуру, монтаж и адаптированный сценарий. Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера (Макдауэлл) и как лучший фильм года. Англичане номинировали фильм на свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру, операторскую работу, художественное оформление, монтаж, сценарий, саундтрек и как лучший фильм года. Тем не менее, она была запрещена во многих странах мира для широкого проката. Бюджет картины составил 2, 2 миллиона долларов, а собрала она в США 26, 6 миллионов и еще 12 миллионов выручила за право демонстрации в других странах. Когда Алекс и его товарищи входят в бар, на стене можно увидеть картину обнаженной женщины. Она же появляется в другой картине режиссера «Сияющий» (1980). Охранника Алекса играл профессиональный культурист Дэвид Праус («Казино Рояль», 1967; «Молотоголовый», 1968; «Ужас Франкенштейна», 1970; «Цирк вампира», 1972; «Черная змея», 1973; «Франкенштейн и монстр из ада», 1974; «Люди, которые забыли время», 1977), который позднее сыграл Дарта Вейдера в картине «Звездные войны» (1977). Множество слов Алекс произносит на русском языке: друг, молоко, мальчик. Один из двух фильмов с рейтингом Х (другой фильм «Полуночный ковбой», 1969), который номинировался на «Оскар» как лучшая картина года. Малкольм Макдауэлл выбрал песню «Singing In The Rain», которую он напевает во время изнасилования только потому, что это единственная песня, слова которой он знал полностью. За право использования этой песни Кубрик заплатил 10 тысяч долларов. Автор романа Энтони Бургесс продал права на экранизацию Мику Джаггеру всего за 500 долларов, когда ему срочно были нужны наличные деньги. Мик решил снять эту картину со своими товарищами по группе «Роллинг стоунз» в качестве главных героев. Но позднее Джаггер продал права за значительно большую сумму, и в режиссерское кресло должен был сесть Кен Расселл, пригласивший Оливера Рида на роль Алекса. Английская группа «Heaven 17» взяла свое название именно из этой картины. Так называется здесь одна из вымышленных поп-групп, хит-парад которых висит на стене музыкального магазина. Источником написания романа для Энтони Бургесса было избиение ее супруги четырьмя американскими солдатами во время воздушной тревоги и затемнения, после их возвращения в Лондон из Малайзии, где они проживали во время Второй мировой войны. Эту картину Кубрик решил снять после того, как его постигла неудача с проектом «Ватерлоо», над которым он работал в 1970 году, намереваясь снимать фильм с участием югославской армии. Когда проект был заморожен, Кубрик решил экранизировать роман Бургесса. Еще одним кандидатом на режиссерское кресло был Тинто Брасс. Роль Алекса отклонили Тим Карри и Джереми Айронс. Первоначально писатель был недоволен выбором Кубрика в качестве режиссера, но когда увидел фильм, поменял свою точку зрения. Правда, впоследствии Бургесс был очень разочарован, что этот фильм, снятый по наименее любимой его книге, затмил все другие произведения писателя. Во время съемок Макдауэлл едва не лишился зрения, сломал несколько ребер во время сцены изнасилования на сцене театра и едва не утонул в сцене под водой, когда отказал аппарат для дыхания. Змея была введена фильм после того, как режиссер узнал, что Макдауэлл боится рептилий. Сначала Кубрик обратился к группе «Пинк Флойд» с просьбой использовать их композицию «Atom Heart Mother Suite», но так как он хотел перемонтировать ее по своему усмотрению, то музыканты отказали. Сцена группового изнасилования была настолько трудной для актрисы, что она отказалась от роли, и пришлось срочно ангажировать Адриенн Корри. Впоследствии она была очень зла на Кубрика за то, что тот потребовал сделать большое количество дублей, ибо считала, что все можно было снять значительно быстрее. Картина почти полностью снята в естественных условиях с использованием осветительного оборудования, предназначенного для студентов кинематографических вузов. Впервые в кино композитором Уэнди Карлосом был использован новый музыкальный инструмент вокодер. Всю рекламную компанию картины режиссировал и контролировал лично Стэнли Кубрик. Фильм вышел в прокат менее, чем год спустя после начала съемок, что сделало его самым быстрым в карьере Кубрика. Перед началом съемок сцены, где Дэвид Праус поднимает по лестнице инвалидную коляску с Фрэнком, актер обратился с просьбой к славящемуся своими многочисленными дублями Кубрику с просьбой снять сцену как можно быстрее. Все члены съемочной группы были испуганы такой дерзкой просьбой молодого актера к великому режиссеру, но Кубрик лишь рассмеялся и сказал, что постарается. В итоге сцену сняли за три дубля, но даже после них Праус свалился без сил, натаскавшись по лестнице коляску с тяжелым Патриком Маги. Из-за маленького бюджета картина использовала немного технических ресурсов, предпочитая естественное освещение, запись живого звука прямо на съемочной площадке и съемки ручной камерой. Первоначальный вариант картины длился почти 4 часа. Режиссер попросил своего помощника уничтожить все оставшиеся материалы, не вошедшие в окончательный вариант картины. Сцена секса Алекса с двумя девушками, показанная в фильме в ускоренном режиме, оригинально длится 28 минут. Финальная сцена потребовала целых 74 дубля. Во время съемок Макдауэлл и Кубрик часто играли в настольный теннис, и так как актер играл лучше Кубрика, то постоянно побеждал его. Позднее Макдауэлл с возмущением обнаружил, что за время, которое они проводили за игрой в теннис, ему не заплатили. Также они часто играли в шахматы, но тут уже Кубрик был сильнее и постоянно выигрывал у Макдауэлла. В шахматы Кубрика побеждали лишь Джордж Скотт (на съемках картины «Доктор Странная любовь или как я перестал беспокоиться и полюбил бомбы», 1964) и Джек Николсон и Шелли Дювалль (во время съемок фильма «Сияющий», 1980). Макдауэлл в самом деле помочился в туалете в сцене в начале фильма, ибо во время съемок выпил слишком много кофе. Грим сделал Джордж Партлтон («Дьявольская девушка с Марса», 1954; «Мост через реку Квай», 1957; «Лолита», 1962; «Красная маска смерти», 1964; «Ведьмы», 1966; «Саван мумии», 1967; «Франкенштейн создал женщину», 1967; «Затерянный континент», 1968; «Двенадцать стульев», 1970; «Испуг», 1974; «Шизоид», 1976; «Дом перед полуночью», 1979). Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа