Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Conan The Barbarian

«КОНАН-ВАРВАР»
(Conan The Barbarian)

США, 1981, 129 мин., «Universal»
Режиссер и сценарист Джон Милиус, сценарист Оливер Стоун, композитор Бэсил Поледурис
В ролях Арнольд Шварценеггер, Джеймс Эрл Джонс, Сандал Бергман, Макс Фон Сюдов

Злой колдун Талса Дум со своими приспешниками нападает на мирный поселок и убивает на глазах маленького Конана его родителей, а самого мальчика продает в рабство. Тяжелым невольничьим трудом накачивая стальные мускулы, герой по счастливому стечению обстоятельств превращается в могучего рыцаря. Участвуя в гладиаторских боях, он завоевывает свободу и отправляется на поиски своего обидчика. На долгом и полном опасностей пути ему встречаются и помогают веселый бродяга, обнищавший король, прекрасная незнакомка и глуповатый волшебник-неудачник. В финале Конан достигает владений Тулса Дума и в честном поединке уничтожает жреца Зла…
Классическая история о ребенке, спасшемся после кровавого убийства его племени, попавшего в хорошие руки, выросшего и сформировавшегося для сражения с врагами и кровной мести. Но, в конце концов, он должен будет заплатить за свое обучение смертью того, кого он любит. Очень хороший фильм, превосходно снятый, наполненный изысканной жестокостью. Сандал Бергман, профессиональная танцовщица, очень прелестна. Она снялась в картинах «Весь этот джаз» (1979), «Ксанаду» (1980), «Аэроплан-2» (1982), «Рыжая Соня» (1985), «Школа стюардесс» (1987), «Ад в лягушачьем городе» (1987), «Влиятельное тело» (1993), «Одержимая ночью» (1994), «Скрытая камера» (1994), «Ночь стрельца» (1994). Но к концу фильма авторы смягчили насилие, чтобы не травмировать наиболее юную часть публики, что оказалось роковой и невосполнимой ошибкой. Первый успех Арнольда Шварценеггера, впервые снявшегося еще в 1969 году в картине «Геркулес в Нью-Йорке». Изображенный им великан с хорошо развитой мускулатурой, этакий первобытный охотник-преследователь, одетый в звериную шкуру, решавший с помощью кулака и меча, стал даром господним для его карьеры. Первая звездная роль Шварценеггера в кино. Джон Милиус нашел идеальный способ существования на экране для актера, который не мог избавиться от своего австрийского акцента. Он свел текст роли до минимума, заставив Арнольда создавать характер героя при помощи мимики и пластики. Обращение Джона Милиуса к жанру фэнтази было совершенно закономерным. Это литературное направление стремилось к тому же, чего Милиус пытался добиться в кино. Роджер Желязны, Майкл Муркок, Урсула Ле Гуин и другие писатели создавали новые романтические эпосы, выдумывали собственные пантеоны Богов и героев. Жанр давал возможность выразить навязчивые идеи режиссера о чести, воинской доблести и мужестве в наиболее чистом, архетипическом виде. В сказочном пространстве фэнтази было оправдано деление мира на черную и белую половины. Источником вдохновения Милиуса послужило творчество одного из основоположников жанра, журналиста Роберта Говарда. Он опубликовал в 30-х годах прошлого века четыре романа о похождениях и чудесных подвигах богатыря Конана из легендарной страны Киммерии. Конан приобрел такую популярность у задавленных Великой депрессией читателей, когда их собственная страна была усеяна трупами самоубийц, сбросившихся с высотных зданий, что романы имели огромную популярность, а их герой попал в комиксы. Автор покончил жизнь самоубийством в возрасте 30 лет в 1936 году, разрядив в голову автоматический кольт 38-го калибра, хранившийся у него в машине. Суровый первобытный мир Говарда, населенный воинственными племенами, коварными властителями и капризными богами как нельзя лучше соответствовал настроениям режиссера. Фильм принес огромные кассовые сборы: при бюджете в 20 миллионов долларов картина по всему миру собрала 69 миллионов и еще 22 миллиона выручила за право демонстрации в других странах. Художником картины был Рон Кобб. Интересно, что родившийся на Гаваях Джерри Лопес-не профессиональный актер, а опытный серфингист, чемпион мира. Его роли в кинематографе ограничивались исключительно профессиональным катанием по волнам. Хотя Конана и Валерию мы видим вместе на экране очень часто, к ней он обращается всего пятью словами через 30 секунд после их первой встречи: «You're not a guard» и «No». Ответ Конана монгольскому генералу есть цитата, приписываемая Чингхис-Хану: «Самое большое наслаждение заключается в том, как ты покоряешь своих врагов, гонишь их перед собой, смотришь, как они лишаются своего здоровья и утопают в слезах, моля о пощаде, а потом разъезжаешь на их лошадях и овладеваешь их женами и дочерьми». Тулса Дум и его войны были «сняты» с войнов-тевтонцев из картины «Александр Невский» (1938). Заключительная сцена убийства Тулса Дума взята из картины «Апокалипсис сегодня» (1979), для которой Джон Милиус написал сценарий. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую актрису (Бергман), а номинировала за лучший грим, музыку, костюмы и как лучший фильм года. Сандал Бергман получила «Золотой глобус» как лучшая дебютантка. Арнольд Шварценеггер номинировался на анти-премию «Razzie» как худший актер. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа