Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Contact

«КОНТАКТ»
(Contact)

США, 1997, 153 мин., «Warner»
Режиссер и продюсер Роберт Земекис, композитор Алан Сильвестри
В ролях Джоди Фостер, Джон Херт, Джеймс Вудс, Дэвид Морс, Мэттью Макконахи, Том Скерритт

Молодая ученая Элли Эрроуэй, увлеченная идеей существования жизни в других Галактиках, глубоко убеждена в том, что разумные существа из других миров пытаются войти с землянами в контакт. Элли проводит все свое время, зондируя Вселенную в поисках возможного инопланетного сигнала. В течение многих лет ее усилия пользуются государственной поддержкой, пока скептически настроенный президентский советник по науке Дэвид Драмлин не лишает ее финансирования. С помощью миллионера Хэддена Элли удается оборудовать межгалактическую станцию слежения и вскоре ей удается услышать глубокие и пронизывающие ритмичные звуки внеземной радиопередачи. После расшифровки радиосообщения Элли получает схемы огромной космической машины для полета на планету Вега. Кто должен совершить путешествие для установления контакта с инопланетянами, решают на самых верхах правительства. Как только новости об открытии выходят за пределы лаборатории, Драмлин присваивает себе все лавры, а ученые принимаются за постройку ракеты. Элли надеется, что именно ее выберут для полета, но все надежды рушатся, когда выбирают Драмлина. Однако так получается, что место в кабине ракеты занимает Элли. То, что она открывает во время путешествия, дает ответы, которые могут удовлетворить как сторонников религии, так и ученых-материалистов. В конце концов, все сводится к тому, что контакт с инопланетной цивилизацией устанавливается на эмоциональном уровне…
Еще в книге «Космос» Карл Саган рассматривал идею контакта человеческой расы с инопланетной цивилизацией. Карл Саган был ученым, не очень, впрочем, удачливым, который впоследствии стал популярным журналистом-критиком «от науки». Несмотря на то, что сам писатель является атеистом, он оставил капельку пространства для религиозного объяснения существования внеземного разума. Противостояние между наукой и религией в картине неоправданно резкое, в то время, как многие ученые мужи человечества были глубоко верующими людьми. Например, Исаак Ньютон написал больше комментариев Библии, чем научных трудов. Слишком много религиозно-философских вопросов задает Элли. И хитрость в том, что ответы на них она хочет получить именно от инопланетян. Полет на Вегу-один из самых запоминающихся эпизодов, напоминающий психоделическое путешествие на Юпитер в фильме «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Это, пожалуй, первый фантастический фильм со времен картины «Близкие контакты третьей степени» (1978) Стивена Спилберга, который содержит миролюбивое послание, что, по сравнению с марсианским вторжением из «Дня независимости» (1996) или боев в «Звездном десанте» (1998) является приемлемой альтернативой. После ошеломительного успеха «Форреста Гампа» в 1994 году Роберт Земекис искал сценарий нового фильма достаточно долго и, в конце концов, остановился на романе умершего в конце 1996 года известного астронома и популяризатора науки Карла Сагана «Контакт». В основе романа лежат два фундаментальных тезиса. Во-первых, если в громадной Вселенной человечество одиноко, это является колоссальной растратой пространства. Во-вторых, инопланетяне сканируют Вселенную. Поймав осмысленный радиосигнал-знак того, что цивилизация «созрела для диалога»-отсылают этот первый «разумный» сигнал обратно, сопроводив его инструкциями для создания «машины контакта» Сумеют эту машину создать-значит, «дети» выросли, с ними можно говорить как со взрослыми. Курьезным образом первым подобным сигналом оказалась трансляция открытия Гитлером Олимпийских игр 1936 года. Характерно, что первоначально Земекис видел Элли Эрроуэй в образе Умы Турман, но в итоге остановился на вневременной Джоди Фостер, которая с блеском справилась с ролью. Джоди Фостер заинтересовалась этим фильмом еще в 1995 году. На главную мужскую роль планировался Ральф Файннс. Режиссер Джордж Миллер покинул проект в обмен на права его фильмов «Безумный Макс 2-3» (1981-85), которые в качестве компенсации ему уступила студия «Warner». Фрэнсис Форд Коппола подал на Карла Сагана в суд, обвинив его в том, что он начал работать над сценарием этого фильма для его компании «Zoetrope Studios», а потом «переметнулся» к «Warner». Но Саган переработал сценарий в роман, и суд вынес решение в его пользу. Саган умер во время съемок этого фильма. Спутниковые тарелки, демонстрирующиеся в начале фильма, находятся в Пуэрто-Рико. Также должен был сниматься актер Сидней Пуатье, но он покинул проект незадолго до начала съемок. На роль Элли проходила пробы актриса Дженни Маккарти. Роберт Земекис в очередной раз доказал, что он самый здравомыслящий режиссер своего поколения и современного Голливуда. Он в очередной раз ловко прошел между штампами жанра и элитарностью, удачно реанимировав устаревшее хозяйство классической научной фантастики. И в очередной раз его фильм окупился: при девяностомиллионном бюджете уже за девяносто дней демонстрации он собрал около ста миллионов долларов. Всего картина собрала по всему миру 171 миллион и еще 50 миллионов выручила за право демонстрации во всем мире. Первоначально режиссерское кресло должен был занять Джордж Миллер, но он разошелся во мнениях с продюсерами картины. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший звук. Джоди Фостер номинировалась на «Золотой глобус» как лучшая актриса. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую актрису (Фостер) и актрису второго плана (Джена Мэлоун), а номинировала за лучшую режиссуру, музыку, сценарий, спецэффекты и как лучший фантастический фильм года. Некоторые визуальные эффекты сделал Питер Джексон, тем самым отплатив Земекису, который был исполнительным продюсером его картины «Страшилища» (1996). Спецэффектами занимались такие компании, как «ILM», «Pacific Ocean Post Digital Film Group», «Alterian Studios» и «Sony Pictures Imageworks». Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа