I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale  I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale

«ТЕЛА НОСЯТ СЛЕДЫ ПОЛОВОГО НАСИЛИЯ»
(I Corpi Presentano Tracce Di Violenza Carnale)

Италия, 1974, 94 мин., «Compagnia Cinematografica Champion»
Режиссер и сценарист Сержио Мартино, композиторы Маурицио и Гвидо Де Анжелис
В ролях Сюзи Кендалл, Тина Омон, Джон Ричардсон

Серийный убийца убивает, уродует и калечит молоденьких студенток колледжа. Четверо подростков решают убежать от этого безумия и скрыться на каникулы на изолированной деревенской вилле. Но маньяк уже положил на них глаз-один из студентов подозревает его настоящую личность-поэтому и он отправляется на кровавый «отдых». Полиция, естественно, ничего не может предпринять. Некто в черных перчатках скрывает свое лицо под лыжной маской и душит свои жертвы бардовым шарфом. Одновременно мы видим, как он страдает от своих воспоминаний о несчастном случае, происшедшим с ним в детстве…
Один из лучших фильмов в стиле «giallo». Сценарий написал Эрнесто Гастальди, который также работал над картинами «Хлыст и тело» (1963), «Длинные волосы смерти» (1964), «Почти совершенное убийство» (1966), «Я Сартана-твой ангел смерти» (1969), «Что эти странные капли крови делают на теле Дженнифер?» (1971), «Все цвета мрака» (1972), «Река большого аллигатора» (1979), «Убийца все еще среди нас» (1985). Третий фильм режиссера в этом жанре после «Лезвия потрошителя» (1970) и «Хвоста скорпиона» (1971). Картина оказала значительное влияние на последовавшие позже картины в жанра «giallo». Актерам не раскрывали личность убийцы до самого конца съемок, так что они постоянно подозревали друг друга. Была снята альтернативная концовка, где маньяк оставался в живых.