Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon  Creature From The Black Lagoon


Creature From The Black Lagoon

«СУЩЕСТВО ИЗ ЧЕРНОГО ОЗЕРА»
(Creature From The Black Lagoon)

США, 1954, 79 мин., ч/б, «Universal»
Режисер Джек Арнольд, композиторы Генри Манчини и Ганс Солтер
В ролях Ричард Карлсон, Джулия Адамс, Ричард Деннинг, Бен Чапмен, Антонио Морено, Нестор Паива, Рику Браунинг, Уит Бисселл

В диких лесах Бразилии близ реки Амазонки ученый Карл Майя находит отпечаток руки, врезавшийся в скалу. Он привозит этот фрагмент коллегам, которые собираются организовать экспедицию в Амазонию на поиски новых артефактов. Они прибывают в лагерь доктора Майя и обнаруживают, что он разграблен, а два местных индейца, остававшихся там, зверски убиты острыми клыками. Они начинают расследование и обнаруживают живое ископаемое, Ихтиандра, живущего в черной лагуне одного из притоков Амазонки. Существо видит плавающую очаровательную помощницу одного из ученых по имени Кай и похищает ее. Искатели приключений устраивают на существо настоящую охоту. В конце концов, Кай спасают, а смертельно раненый Ихтиандр исчезает в озере…
В период с 1952 по 1959 года американские кинематографисты выпустили более пятидесяти фильмов в 3D-варианте, для просмотра которых нужны были специальные очки. И вот, данная картина, по счету тридцать вторая в этой серии, благодаря помощи вектографа, изготовленного на фирме «Polaroid», стала первой, для просмотра которой нужна была всего лишь одна копия. До этого момента были необходимы две копии и два киноаппарата, работающих одновременно, что существенно повышало стоимость показа и не особенно устраняло неполадки демонстрирования фильма. Использование вектографа было слишком запоздалым, чтобы спасти 3D-вариант, который так никогда и не стал пользоваться успехом у публики. Кроме того, «Существо из черного озера» стал третьим из четырех фильмов, в которых Джек Арнольд использовал стереозвучание (после фильмов «Это прибыло из космоса», 1953 и «Стеклянная паутина», 1953). На долю этого фильма пришелся один из самых больших успехов стереокино, и некоторые его моменты заслуживают внимания до сих пор. В нем появился один из редких послевоенных монстров, ставший хорошо известным, популярным и вызвавший волну подражаний. Новый монстр обогатил звериную коллекцию студии «Universal»: человек-амфибия, очарованный ослепительной девушкой, но лишенный возможности доказать свою любовь. Фильм обладает неким поэтическим очарованием, свойственным фильмам Жана Кокто. Картину можно отнести к лучшим образцам фантастических фильмов студии «Universal» пятидесятых годов наряду с более поздним творением Эдварда Кана «Она» (1956). Тема места человека во Вселенной и человеческой самонадеянности в побеспокоенной природе показана достаточно ясно. Отличный фильм с Ихтиандром, которого в СССР описал фантаст Беляев. Фильм опровергает многочисленные понятия Голливуда по поводу монстров, что нужно много крови и насилия, чтобы создать атмосферу страха, что необходима изумительная компьютерная обработка монстра. Ихтиандр, как мумия живет долго после того, как должен был умереть, но он всего лишь неимоверно стар и одинок. Как монстр Франкенштейна он появляется перед нами, чтобы быть диким и страшным, а оказывается умным и очаровательным. Как Дракула он похититель и соблазнитель, но он просто жаждет человеческого общества для выражения нечеловеческих страстей. Само существо в фильме сыграли два актера, Рику Браунинг под водой и Бен Чапмен на земле. Рику Браунинг был олимпийским чемпионом по плаванию и мог оставаться под водой в течение 4-5 минут. С технической стороны подводные съемки были очень сложны. Клиффорд Стин («Кинг-Конг», 1933; «Сын Конга», 1933; «Эбботт и Костелло отправляются на Марс», 1953; «Этот остров Земля», 1955; «Эбботт и Костелло встречают мумию», 1955; «Тарантула», 1955; «Франсис в проклятом доме», 1956; «Люди-моли», 1956; «Человек с тысячью лицами», 1957; «Каменные монстры», 1957; «Неизведанная земля», 1957; «Невероятно уменьшившийся человек», 1957; «Смертельный богомол», 1957; «Сумерки Богов», 1958; «Нечто, которое не могло умереть», 1958; «Монстр в университете», 1958; «Спартак», 1960; «Таящийся ужас», 1964; «Паттон», 1970; «Землетрясение», 1974; «Спасите Конкорд», 1979) соорудил 35-миллиметровую двойную камеру «Arriflex», которую поместил в непроницаемый ящик. Очаровательные подводные съемки очень впечатляли. Каучуковый костюм существа стоил 15 тысяч долларов. Глаза существ» в картине были частью костюма, поэтому игравший его актер практически не мог видеть. Этот недостаток устранили во втором фильме. Идея фильма всплыла в памяти Уилльяма Олланда, который услышал ее от знаменитого мексиканского оператора Габриэля Фигероа, рассказывавшего о человекообразном существе, обитающем в Южной Америке. Она стала основой фильма. Фигуру существа сделали по подобию фигурки «Оскара», вручаемой американской киноакадемией. Существо играли два человека в разных костюмах: под водой Рику Браунинг носил светлый костюм, а на поверхности актер Бен Чапмен носил более темный костюм существа. В эпизоде, когда существо несет Джулию Адамс к себе в пещеру, Бен Чапмен ошибся входом и ударил актрису головой об стену так, что она потеряла сознание. Интересно, что первоначально сценарий фильма был написан в фашистской Германии и одобрен самим Гитлером. В нем вместо существа был Голем, который выходил из болот и убивал мирных немцев. Ингмар Бергман смотрел этот фильм на каждый свой день рождения. Первоначальным названием фильма было просто «Черное озеро» (The Black Lagoon). Небольшие поправки в сценарии сделал Жан Ренуар. Уже в первоначальном сценарии предусмотрели возможность продолжения. Фильм снимался в Вакула Спрингс во Флориде, который теперь является государственным парком. Там снимались фильмы про Тарзана с Джонни Вейсмюллером. Парк до сих пор находится в первозданном виде и наполнен экзотическими птицами, животными, деревьями и растениями. Можно отметить, что еще в 1948 году студия «Universal» выпустила прекрасный фильм «Мистер Пибоди и русалки», который впервые показал зрителям водяного и прекрасную русалку в исполнении Джулии Адамс («Подводный город», 1962; «Убийца-психопат», 1975; «Убийца внутри меня», 1976; «Она написала убийство», 1987-93). В прокате США картина собрала 1, 3 миллиона долларов. Оценка 3 балла.