Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

El Crimen De Oribe

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОРИБА»
(El Crimen De Oribe)

Аргентина, 1955, 85 мин., ч/б, «Estudios Mapol»
Режиссеры Леопольдо Торрес Риос и Леопольдо Торрес Нильссон, композиторы Альберто Сойфер и Бернардо Сталман
В ролях Роберто Эскалада, Карлос Томпсон, Паула Дарлан, Рауль Де Ланж

В Патагонии у журналиста из Буэнос-Айреса ночью ломается машина. Он заинтригован странным домом, где уже год живут в отшельничестве датчанин Вермерен и его четыре дочери. Каждый вечер, словно речь идет о ритуале, мужчина зажигает свечи на новогодней елке перед домом, в окнах которого вскоре появляется свет. В гостинице журналист вспоминает о поэте Орибе, о котором он когда-то писал статью. Он пытается навести справки о семье Вермерена. Но ему говорят, что датчанин не переносит посетителей и даже стреляет в них из ружья. Несмотря на это, журналист возвращается к дому и безуспешно пытается заговорить с его владельцем. Он отправляется в клинику, где находится подруга Вермерена. Она говорит, что прожила пять лет вместе с Вермереном и что он-сумасшедший. Ориб организовывает короткую встречу журналиста с датчанином. Журналист стоит перед домом и видит ежедневный ритуал: свечи, зажигаемые хозяином, освещающиеся окна и четыре девочки, поющие рождественскую песенку. Он решает проникнуть в дом этой ночью. На следующее утро он просыпается с похмелья и ничего не помнит. Он вспоминает, что накануне Ориб заставлял его пить. Журналист вспоминает, что одна из четырех дочерей Вермерена мертва. Они проникли в дом датчанина и, пораженные, увидели это. Вермерен убежден, что ночью кто-то проникнул в дом и спровоцировал смерть его дочери. Но доктор утверждает, что сертификат о ее смерти был подписан год тому назад. Вермерен начинает рассказывать. Он говорит, что год тому назад на Новый год у его дочери Люси случился сердечный приступ. Доктор сказал, что ей осталось жить всего несколько часов. Вермерен решил, что его дочь не может умереть в такую ночь. Он вспомнил историю об одном крестьянине, который силой воли остановил ход времени. Вермерен и его дочери делают то же самое. Отныне они каждый день повторяют минута в минуту все то, что они делали в тот Новый год: так они останавливают время и не дают Люси умереть. Этот метод работал до тех пор, пока незнакомец не пробрался в дом и не вмешался в ритуал. Поэт Ориб ответственен за смерть Люси. Позднее журналист обнаруживает, что это он, а не Ориб, пробрался внутрь дома той ночью. Он говорит Орибу: «Вы захотели убить мечту, в которую сами не верили». В это время Вермерен решает отомстить за смерть своей дочери. Ориб говорит журналисту, что когда-то, по странному предчувствию, он написал поэму, озаглавленную «Люси Вермерен». Ориб направляется на железнодорожный вокзал Буэнос-Айреса. Он думает, что ловко ввел в заблуждение человека, который его преследовал. С вокзала Ориб звонит журналисту, чтобы сообщить ему хорошую новость. Во время разговора его убивает Вермерен. Журналист направляется на вокзал, видит труп поэта и замечает его убийцу в руках полиции. Вермерен теперь полностью в плену безумия…
Первый фильм Леопольдо Торреса Нильссона, поставленный вместе со своим отцом Леопольдо Торресом Риосом (1899-1960). Этот странный и необычный фантастический рассказ взят из романа Биоя Касареса. Он свидетельствует, как и картина Уго Фрегонезе «Там, где умирают слова» (1946, название фильма взято из цитаты Гейне «…там, где умирают слова, начинается музыка»), об определенном вкусе аргентинских режиссеров того времени. Фильм есть своеобразное размышление о времени, побеждаемом любовью. Ориба можно рассматривать одновременно как мошенника и медиума. Он умирает за «преступление», которое не совершал. Эта тема смерти проскальзывает также в творчестве Борхеса (известно, что Борхес и Биой Касарес написали много произведений в сотрудничестве) и отражена в экранизации его рассказа «Человек за розовым углом» (1962) режиссером Рене Мугисом. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа