Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star  Dark Star


Dark Star

«ТЕМНАЯ ЗВЕЗДА»
(Dark Star)

США, 1974, 83 мин., «University Of Southern California»
Режиссер, продюсер, сценарист и композитор Джон Карпентер, сценарист, художник, монтажер и спецэффекты Дэн О’Бэннон
В ролях Дэн О’Бэннон, Брайан Населл, Кал Канихолм, Джо Сандерс, Маилс Уоткинс

2250 год. На борту космического корабля находятся четыре астронавта-Дулиттл, Толби, Бойлер и Пинбек. Они занимаются бомбардировкой нестабильных планет для будущей колонизации этого района космического пространства. Корабль все чаще и чаще подвергается поломкам в управлении. Скука, изолированность, ностальгия по Земле, чувство бесполезности их миссии мало-помалу разрушают моральный климат экипажа. Дулиттл, который заменил на посту командира экспедиции Пауэлла после его смерти, постоянно вспоминает о серфинге. После прохождения корабля через астероидную бурю, оказывается серьезно поврежден оптический генератор связи. Эту поломку трудно исправить. На борту корабля также находится совершенный компьютер по имени Бомба-20. Механизм, наделенный способностью говорить. Он приказывает членам экипажа возвратиться в свои каюты. В это время Пинбек собирается кормить инопланетянина, подобранного на одной из соседних планет. Тот представляет собой крайне забавное существо в форме большого шара на двух коротеньких лапках, которое любит играть в кошки-мышки с Пинбеком. Инопланетянин прячется под полом лифта. Пинбек лезет за ним и едва не сваливается в шахту. В конце концов, Пинбек настигает существо, стреляя в него пулями-шариками с анестезирующим средством. Бомба-20 еще раз подает сигнал, но на него снова никто из космонавтов не откликается. В это время Дулиттл без ведома своих товарищей пытается самостоятельно локализовать поломку оптического генератора, но попадает в поле его излучения. Бомба-20 заявляет, что собирается взорваться, одновременно разрушив корабль. В полной растерянности Дулиттл просит совета у командира корабля Пауэлла, хранящегося в криогенном контейнере. С большим трудом тому удается открыть рот и заявить, что нужно поговорить с Бомбой. Толби выходит в открытый космос и пытается физическим способом ликвидировать опасность, исходящую от Бомбы-20. В это время Дулиттл заводит с ней долгий философский разговор. Он пытается убедить Бомбу, что ее осознание действительности, питаемое простым электричеством, объективно равно нулю. Сбитая с толку Бомба-20 говорит, что ей нужно подумать и возвращается в свой отсек. Космонавты испускают вздох облегчения. Но когда Дулиттл возвращается на командный пульт корабля, то видит, как Толби уносит в открытый космос в эвакуационной камере. Дулиттл пытается его спасти. Бомба-20 все-таки решает взорваться и уничтожает корабль. Толби удаляется все дальше и дальше от корабля, направляясь к астероиду Фениксу, который он всегда мечтал посмотреть вблизи. Дулиттл, зацепившийся за обломок корабля, больше похожий на доску для серфинга, направляется к Земле, но при контакте с земной атмосферой он неизбежно сгорит и превратится в падающую звезду…
Джон Карпентер является талантливым последователем Ховарда Хоукса (он сделал удачный ремейк его фильма «Нечто из другого мира», 1951). Он всегда интересовался фантастикой. «Темная звезда»-его первый фильм, который он начал снимать в киношколе университета Южной Калифорнии. Позднее съемки были продолжены и затянулись на три с половиной года. Бюджет картины не превысил 60 тысяч долларов. В этом фильме можно увидеть пародию на знаменитую картину «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика, но сам Карпентер заявлял, что это скорее дань почтения научной фантастике пятидесятых, которой он увлекался и восхищался. На самом деле фильм оригинальный. Фильм с юмором описывает монотонность жизни в бескрайнем космосе, трудности в общении, которые возникают между космонавтами, запустение и опустошение, которое висит над ними. А эпизоды поиска инопланетянина напоминают комичную бестолковость «Чужого» (1979). Вклад в картину Дэна О’Беннона был определяющим. Он аккумулировал на себе функции сценариста, декоратора-постановщика спецэффектов, актера и монтажера. Очевидно, что гвоздь «Темной звезды»-это философский разговор между Бомбой-20 и космонавтом. Интеллектуальный юмор этого эпизода является уникальным в этом жанре. Несмотря на очень ограниченные финансовые возможности, «Темная звезда» изобретательно поддерживает тон необычности происходящего, раскрывая в сценах «action» большую драматическую эффективность. Самая сильная сторона фильма-его юмор, который достиг своего пика в полицейском фильме Джона Карпентера «Нападение на полицейский участок 13» (1976), свободной вариации на тему «Рио Браво» (1959, режиссер Ховард Хоукс). Аналогичный юмор также можно увидеть в фильме Дэна О’Беннона «Возвращение живых мертвецов» (1984). Конец фильма навеян рассказом Рэя Бредбери «Калейдоскоп». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие спецэффекты. Спецэффекты сделал Рон Кобб («Звездные войны», 1977; «Искатели затерянного ковчега», 1981; «Конан-варвар», 1982; «Последний звездный воин», 1984; «Назад в будущее», 1985; «Чужие», 1986; «Левиафан», 1989; «Полное восстановление памяти», 1990; «Правдивая ложь», 1994; «Шестой день», 2000), а помощником художника был Томми Ли Уоллас. Визуальными эффектами занимался ставший впоследствии известным Гарри Уолтон («Молодой Шерлок Холмс», 1985; «Утенок Говард», 1986; «Золотой ребенок», 1986; «Внутреннее пространство», 1987; «Робот-полицейский», 1987; «Индиана Джонс и последний крестовый поход», 1989; «Бездна», 1989; «Воспоминания человека-невидимки», 1992; «Невидимка», 2000). Оценка 3 балла.