Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dawn Of The Dead

«РАССВЕТ МЕРТВЕЦОВ»
(Dawn Of The Dead)

США-Италия, 1978, 126 мин., «Laurel Group»
Режиссер, монтажер и сценарист Джордж Ромеро, композитор Клаудио Симонетти, сценарист и продюсер Дарио Ардженто, гример Том Савини
В ролях Дэвид Эмж, Кен Фори, Гайлен Росс

Мертвецы поднимаются из могил и убивают людей! Люди, которых они убили, воскресают в свою очередь и снова убивают людей! В Соединенных Штатах в самом разгаре эпидемия оживших трупов, превратившихся в зомби. Никто не знает, откуда они появились и как от них избавиться. Четверо оставшихся в живых людей, пилот вертолета Стивен Эндрюс и его подруга, телевизионный продюсер, Фрэнсис Паркер, а также офицеры полиции Роджер Де Марко и Питер Вашингтон, находят убежище в огромном пустом коммерческом центре, где с ними и происходят все приключения. Ведь они даже не подозревают, что в это самое время орды зомби окружают супермаркет. Не помогают ни запертые двери, ни возведенные баррикады, ни вооруженное сопротивление, ни попытки убежать…
Превосходный фильм ужасов на тему зомби-наверное, лучший в своем жанре. Потрясающая музыка, контрастирующая с массовым убийством зомби. Впечатляет разграбление супермаркета, где деньги, еда, одежда, оружие и драгоценности не имеют в сложившейся ситуации ни малейшей ценности. Феноменальный грим, сделанный Томом Савини (видимо, сказалось его пребывание во Вьетнаме в качестве фотографа), и запоминающаяся манера поведения мертвецов. Отличная работа оператора, умело снимающего как ближний план, где происходят основные события, так и дальний, где вразвалочку, синхронно, каждый в своем направлении и по своим делам, ходят восставшие из мертвых. Великолепный тонкий юмор в эпизодах, когда герои бегают под носом у зомби, а те неуклюже размахивают руками, пытаясь их поймать. Социальная сатира на американское общество и страсть к потребительству, накопительству и материальным ценностям. Фильм является вторым в трилогии Джорджа Ромеро об оживших мертвецах, наряду с фильмами «Ночь живых мертвецов» и «День мертвецов» (1985). События начинают развиваться сразу с места окончания картины 1968 года. Интересно, что в супермаркете оружейного отдела не было. Этот эпизод Ромеро снял в другом магазине. Множество кровавых спецэффектов Том Савини придумал уже во время съемок картины на съемочной площадке. Интересно, что во время съемок Савини использовал один и тот же манекен, который взрывали, сжигали, пронзали ножом, убивали пулей и так далее. Актер Джозеф Пилато, сыгравший капитана Родеса в картине «День мертвецов» (1985), здесь появился в роли полицейского на лодочной пристани, а проходил пробы на роль Стивена. Плата статистов состояла из 20 долларов наличными, пакета с едой и фирменной футболки. Так как Ромеро категорически отказался перемонтажировать фильм по требованию цензуры, угрожавшей дать картине категорию «Х», присущей порнофильмам, фильм вышел в прокат вообще без рейтинга и на него не пускались зрители моложе 17 лет. Сценарий Джордж Ромеро написал за три недели в Риме, куда его пригласил Дарио Ардженто. Некоторые актеры, игравшие зомби, часто напивались по вечерам в близлежащем баре. Однажды вечером они угнали карт для перевозки клюшек для гольфа и врезались на нем в мраморную колонну, причинив ущерб на 7 тысяч долларов. Многие статисты были друзьями или родственниками членов съемочной группы. Интересно, что в качестве зомби появились оба родителя Кристины Форрест-супруги Джорджа Ромеро. Гайлен Росс отказалась кричать в фильме, так как считала, что ее персонаж Фран должен быть сильной личностью. Ромеро согласился с ней. На то время универсам Monroeville, где проходили съемки фильма, был одним из крупнейших магазинов во всей Америке. В сцене, где Следж вытаскивает из себя кишки, использовались настоящие коровьи кишки, которые Савини притащил со скотобойни, рядом с которой он жил. Ей-богу, фильм стоит того, чтобы его посмотреть! Только не ждите ужасов. Это интеллектуальное, умное и совсем не страшное кино. Бюджет картины составил 650 тысяч долларов, половину дал Дарио Ардженто, сам режиссер вложил 25 тысяч и попросил у друга право использовать огромный супермаркет в Пенсильвании с 22 вечера до 6 утра. Сам супермаркет открывался в 9 часов утра. В обмен на финансирование Ардженто имел право использовать свою версию этой картины, которая целиком длится 170 минут, для проката в Европе. Интересно, что здесь фильм вышел на экраны на восемь месяцев раньше, чем в Америке, где у него возникли проблемы с цензурой. В роли велосипедиста появился Том Савини. Взрывами занимался Дон Берри («Сканнеры», 1981; «Часы посещения больных», 1982). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший DVD-релиз классического фильма (в 2005 году), а номинировала за лучший грим Тома Савини. По всему миру картина в прокате собрала 55 миллионов долларов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа