Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dead Ringers

«НАМЕРТВО СВЯЗАННЫЕ»
(Dead Ringers)

Канада-США, 1988, 115 мин., «Morgan Creek Productions/20th Century Fox»
Режиссер, продюсер и сценарист Дэвид Кроненберг, композитор Ховард Шор
В ролях Джереми Айронс, Женевьев Бюжол, Хейди Вон Паллеске

Два сиамских близнеца, братья Беверли и Эллиотт Мантл, разделены в клинике Торонто. Они оба становятся гинекологами и живут вместе, деля кров, одежду, пищу и даже женщин. Беверли безумно влюбляется в одну киноактрису, Клэр Ниво, которая не может иметь ребенка. У нее также завязывается роман с его братом-врачом. Клэр не понимает, что спит с обоими братьями. Но когда она приходит к такому заключению, то открывает ящик Пандоры. Между братьями начинают возникать трения. Более слабый и поддающийся внушению Беверли постепенно погружается в наркотики и пьянство, а карьера Эллиотта продолжает идти вверх. Беверли начинает изобретать странные, если не сказать страшные, гинекологические инструменты, впадая в безумие. Эллиотт пытается вылечить брата, но вынужден делить вместе с ним нарастающее безумие. Клэр приходится сделать выбор и положить конец своим отношениям с Беверли. Но два брата не могут жить друг без друга и кончают жизнь самоубийством…
Погружение в болезнетворную и нездоровую среду здесь более эффектное, чем в фильмах с реками крови и множеством убийств. Необходимо отметить великолепную игру Джереми Айронса, который исполняет роль обоих близнецов, и исключительное качество комбинированных съемок. Фильм поставлен по роману «Близнецы» (1977), написанного по подлинной истории сиамских близнецов врачей Стивена и Сирил Маркус, которые покончили с собой в 1975 году с помощью барбитуратов. Если Беверли-это Джекилл, то Эллиот-Хайд, и они жить не могут друг без друга. Режиссер по привычке добавил в этот сюжет несколько фантастических изобретений из области гинекологии и ввел в ленту образ киноактрисы Клэр Ниво, с которой по очереди занимаются любовью два близнеца. Привлекает попытка Кроненберга философски осмыслить проблему взаимоотношений между близнецами, степень их влияния на судьбу друг друга и своего рода обмен личностями. Но финал этой истории чересчур глубокомыслен, мистичен и, кстати говоря, кровав, натуралистичен. Несмотря на заверения, постановщик не смог удержаться ни от демонстрации крови, ни от сцен кошмаров. Любопытно, что его «изыскания» в гинекологии производят шоковый эффект именно на зрительниц. Джереми Айронс испытывал сомнения перед началом работы, опасаясь, что картина окажется дурного вкуса. Отчасти это сбылось, хотя с годами канадский «мастер ужасов» стал более утонченным и философичным, насколько это вообще возможно в таких лентах. Позднее Кроненберг перешел к созданию еще более эстетских драм, в том числе экранизировав вновь с Айронсом в главной роли известную пьесу «Мадам Баттерфляй» (1993) о другом подлинном случае «тотальной идентификации», когда мужчине много лет удавалось выдавать себя за женщину. Внешний облик Джереми Айронса-резко очерченные скулы, заостренный подбородок, горящие глаза-хорошо приспособлен для того, чтобы создать впечатление жесткой самодисциплины и неимоверных страстей. Картина изменила свое название с «Близнецов» из-за вышедшего в это время одноименного фильма с участием Арнольда Шварценеггера и Дэнни Де Вито. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, сценарий, музыку, актера (Айронс) и как лучший фильм ужасов года. На международном кинофестивале в Аворьязе картина получила Гран-при и специальный приз. На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при, а Джереми Айронс был признан лучшим актером. На кинофестивале «Golden Horse» Дэвид Кроненберг был признан лучшим режиссером. Канадская киноакадемия вручила картине свой приз «Genie» за лучшую режиссуру, художественное оформление, операторскую работу, монтаж, звук, монтаж звуковых эффектов, песню, сценарий, музыку, актера (Айронс) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшие костюмы и актрису (Бюжол). Режиссер сначала предложил главную роль Уилльяму Херту, но тот был занят в другом проекте. Вторым выбором Кроненберга на роль Клэр Ниво была Марго Киддер. В прокате США картина собрала почти 10 миллионов долларов. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа