Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dick Tracy

«ДИК ТРЕЙСИ»
(Dick Tracy)

США, 1990, 103 мин., «Mulholland Productions/Silver Screen Partners IV/Touchstone Pictures»
Режиссер и продюсер Уоррен Битти, композитор Дэнни Элфман
В ролях Уоррен Битти, Мадонна, Аль Пачино, Дастин Хоффман, Джеймс Каан, Чарльз Дернинг, Гленн Хедли, Пол Сорвино, Уилльям Форсайт, Генри Сильва

Уоррен Битти играет роль знаменитого неподкупного детектива Дика Трейси, который выводит на чистую воду зарвавшихся и обнаглевших гангстеров, воспитывает беспризорных детей, бесконечно бурно выясняет отношения с любимой женщиной и отвергает любовные притязания сексапильной певички из бара в исполнении Мадонны…
Нельзя не отметить блестящие работы многочисленных звезд-дутых (придумайте сами) и настоящих (Аль Пачино, Хоффман). Это вовсе не дань почтения знаменитым комиксам, это дань почтения традициям великих фильмов прошлого. Уоррен Битти-брат актрисы Ширли Маклейн. Вы можете видеть почти Хамфри Богарта в роли Дика Трейси и Лорен Баколл в роли Бездыханной (ее играет Мадонна). «Оскарами» были отмечены лучшее художественное оформление, грим, а Стивен Сондхейм получил «Оскар» за песню в исполнении Мадонны «Я всегда заполучу своего мужчину», хотя существуют подозрения, что он использовал композицию 1943 года, звучавшую также в одном из фильмов студии Уолта Диснея. Номинировались также Аль Пачино как лучший актер второго плана, а также операторская работа, звук и костюмы. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший грим, а номинировала за лучшие костюмы, актера и актрису (Битти и Мадонна), актера второго плана (Аль Пачино), юного актера (Чарли Корсмо) и как лучший фильм-фэнтази года. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление и грим, а номинировали за лучшего актера второго плана (Аль Пачино), костюмы, монтаж, звук и визуальные эффекты. На премию «Грэмми» номинировались Дэнни Элфман за свою музыку и Стивен Сондхейм за песню «Больше». Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшие песни Стивена Сондхейма («Я всегда заполучу своего мужчину» и «What Can You Lose?»), актера второго плана (Аль Пачино) и как лучший фильм года. Уоррена Битти всегда интересовали персонажи с легендой, еще лучше, если они обрели уже и кинематографическую историю, как это было с Клайдом Бэрроу («Бонни и Клайд», 1967). Ему занятно перевоплотиться в гангстера, писателя, детектива с не преображенным гримом лицом Уоррена Битти. Актер всегда чувствует себя хорошо в атмосфере «ретро». Словом, его обращение к Чикаго 30-х годов было вполне естественным. Битти интересовался этим персонажем еще с 50-х годов, но реальный проект постановки и права на нее возник лишь в 1985 году, когда Клинт Иствуд уже готовился примерить желтую шляпу и плащ детектива. И еще Битти хотелось испытать себя в съемках, которые априори признавались особенно сложными. Поэтому с первой минуты жизни фильма его больше занимает не фабула, не отношения героев, а изобразительное решение, фон, на котором будет разыграна эксцентриада. Прежде всего режиссера заботили декорации, свет, цвет и музыка. Интересно, что все хорошие герои ленты «носят» в фильме свои лица и нормальные одежды. Все плохие персонажи преображены гримом в причудливые маски, имеющие ключевое значение в стилистике картины. Приглашение Мадонны на главную женскую роль создало дополнительную рекламу ленте. Но и успех «Дика Трейси» еще увеличил ее, казалось бы, уже не поддающуюся охвату популярность. Грим сделал Грэг Кэнном, а спецэффекты Стивен Дэвид Брукс. В картине преобладают шесть основных цветов: красный, желтый, зеленый, черный, белый и синий. Перестрелка в гараже в начале фильма в качестве основы использовала реальную перестрелку банды Аль Капоне с другими бандитами в день святого Валентина в 1937 году. Дастин Хоффман снялся в небольшой роли лишь из уважения к Уоррену Битти. Грим для своего персонажа Аль Пачино придумал сам, в то время, как остальные злодеи выглядят точно так же, как в комиксах Честера Гулда. Всего в картине появляется 21 злодей из комиксов Гулда. Уоррен Битти хотел пригласить в режиссерское кресло Боба Фосса, но тот отказался. Мартин Скорсезе также был большим поклонником этих комиксов и мог стать режиссером фильма, но предпочел свой проект «Хорошие парни» (1990). Первый полнометражный фильм, звук которого записан в цифровом виде. Первоначальная версия картины длится 135 минут, которую Битти пришлось урезать по настоянию главы студии Уолта Диснея Джеффри Катценберга. Самый удачный в коммерческом плане фильм в карьере Уоррена Битти. Картину хотела снимать еще в начале 80-х годов студия «United Artists», а сценарий к нему написал Том Манкевич. Но автор комиксов Честер Гулд имел свое видение на экранизацию своих комиксов, которое не совпадало с киношным, поэтому проект был положен на полку. Лишь после смерти Гулда его наследники нашли с киношниками компромисс, и права были приобретены Уорреном Битти. Он нанял написать музыку Дэнни Элфмана, так как его работа в картине «Бэтмен» (1989) произвела на него сильное впечатление. Поработав с Битти, композитор заявил: «Уоррен был сумасшедшим». Режиссерское кресло предложили Тиму Бартону, но тот уже готовился снимать свой фильм «Эдвард руки-ножницы» (1990). За свою роль Мадонна получила 35 тысяч долларов. Роль Дика Трейси была предложена Джеку Николсону и Роберту Де Ниро. Но первый только что сыграл в экранизации комиксов Джокера («Бэтмен»), а Де Ниро отказался, так как устал играть крутых парней после фильма «Таксист» (1976). Уоррену Битти сначала предложили лишь режиссуру фильма, но он согласился лишь при условии, что сам сыграет главного героя. Испытывавшие проблемы с поиском актера на главную роль продюсеры вынуждены были согласиться. На роль, исполненную Мадонной, претендовали также Ким Бесинджер и Мишель Пфайффер. На роль Тесс Трухарт была утверждена Шон Янг, но была уволена после нескольких дней съемок. Актриса заявила, что причиной увольнения было то, что она отказалась спать с Битти. Официальные лица утверждали обратное, заявив, что «актриса выдвигала слишком много требований, которым решили не потакать». Сам Битти заявил, что приглашение Янг было его личной ошибкой, о чем он очень сожалеет. Сделав Аль Пачино именно тот грим, который актер хотел видеть на себе, Джон Каглионе стал личным гримером актера во всех его последующих фильмах. В середине 80-х годов проектом заинтересовался Джон Лэндис, но после инцидента со смертельным случаем на съемочной площадке картины «Сумеречная зона» (1983) ему стало не до режиссуры, и он покинул проект. Одни из продюсеров фильма, не участвовавшие в производстве самого фильма, но купившие права на него, после выхода картины в прокат подали на Битти в суд, требуя свою долю от прибыли. Этот судебный процесс отвлек Битти от кинопроизводства на следующие два года, но в итоге дело было улажено во внесудебном порядке. Актеры Эстель Парсонс и Майкл Поллард снова снялись с Битти спустя 23 года после картины «Бонни и Клайд» (1967). Картина-экранизация комиксов стала самой титулованной по числу «Оскаров» (три). Стивен Сондхейм специально для Мадонны и этого фильма написал пять новых песен. На роль пацана рассматривался Маколей Калкин, но в итоге он выбрал фильм «Один дома» (1990). Актер Дик Ван Дайк снимался всего три дня, так как сломал плечо при падении, когда его персонажа убивают. Этот единственный эпизод с его участием и вошел в фильм. При бюджете в 47 миллионов долларов картина по всему миру собрала 163 миллиона и еще 63 миллиона выручила за право демонстрации в других странах. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа