Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dirty Harry

«ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ»
(Dirty Harry)

США, 1971, 102 мин., «Warner»
Режиссер и продюсер Дон Сигел, композитор Лало Шифрин
В ролях Клинт Иствуд, Гарри Гуардино, Рени Сантони, Джон Вернон, Эндрю Робинсон

Сан-Франциско захлестывает волна террора, когда снайпер-психопат по прозвищу Скорпион начинает убивать невинных жителей, требуя у властей города большой выкуп в 100 тысяч долларов в записках, оставляемых на месте преступления. За дело берутся инспектор полиции Гарри Каллахан и его партнер Чико Гонсалес. Методы расследования Каллахана давно известны его коллегам, поэтому ждать жалости от него Скорпиону не приходится. Каллахану удается арестовать Скорпиона, похитившего молодую девушку. Но девушка умирает, других прямых улик у полиции нет, и в результате юридических нестыковок Скорпиона приходится освободить из-под стражи. Оказавшись на свободе, психопат захватывает школьный автобус с учениками и вновь требует у властей Сан-Франциско выкуп. Полицейское начальство и местные власти просят Каллахана не вмешиваться и собираются выполнить требования преступника. Неужели Каллахан смириться с таким положением вещей?...
Дон Сигел хотел пригласить на роль Скорпиона актера Ауди Мерфи, считая забавным, что герой войны во Вьетнаме, играющий положительные героические роли, появится в роли психопата-убийцы. Но режиссер не узнал ответа Мерфи, так как тот погиб в авиакатастрофе 28 мая 1971 года. Начальная сцена со снайпером, целящимся в плавающую в бассейне девушку, снималась с крыши банка Сан-Франциско. После выхода фильма в прокат актер Эндрю Робинсон, сыгравший Скорпиона, получил несколько угроз смерти и был вынужден поменять телефонный номер, получив не значащийся в справочнике. На самом деле Робинсон-убежденный пацифист, очень боявшийся стрелять из пистолета. В начале съемочного процесса он каждый раз моргал при выстреле, поэтому Дон Сигел приостановил съемки и отправил Робинсона на несколько дней в школу для стрельбы. Но даже после этого актер изредка моргал при стрельбе, так что приходилось делать несколько дублей. Мало того, актер очень сожалел о том, что снялся в двух очень жестких сценах, когда Скорпион словесно и физически обижает школьников, а также когда он говорит расистские оскорбления одному мужчине. От сценария отказалась студия «Universal», и его приобрела «Warner», намереваясь пригласить на главную роль Фрэнка Синатру. Тот заинтересовался предложением, но травма запястья, полученная восемь лет тому назад на съемках картины «Маньчжурский кандидат» (1962) не позволяла актеру ловко управляться с крупным и тяжелым пистолетом. Кроме того, у Синатры недавно умер отец, и он принял решение играть более светлые роли. Вторым кандидатом студии был Марлон Брандо, но, зная его финансовые запросы, студия решила, что он дороговат. Тогда роль предлагали Стиву Маккуину, Роберту Митчуму, Джону Уэйну (именно ему предназначался сценарий супругов Гарри и Риты Финк, которые только что закончили работать с Уэйном над картиной «Большой Джейк», 1971), Берту Ланкастеру (он был категорически против позиции Гарри Каллахана) и Полу Ньюману, которые от нее отказались. Вместо себя именно Ньюман предложил Клинта Иствуда. Гарри Каллахан носит в фильме пистолет системы «Magnum» 44-го калибра. Персонаж Скорпиона вольно основан на реальном маньяке по прозвищу Zodiac-killer (поэтому в фильме маньяк носит прозвище Скорпион по знаку Зодиака), который посылал в полицию письма, где рассказывал о своих готовящихся преступлениях. В одном из его писем была угроза угона автобуса со школьниками. А роль Гарри Каллахана основана на реальном полицейском детективе Дэвиде Тоски, который возглавлял эту охоту на маньяка. Клинт Иствуд самостоятельно снял сцену с прыгуном-самоубийцей. Первоначально на ее съемки отводилось шесть ночей, но актер убедил продюсеров, что он сможет снять ее за две ночи. В итоге, Иствуд уложился за одну ночь. В первоначальном сценарии во время сцены ограбления банка Гарри не направлял пистолет на грабителя, а прикладывал дуло к своему виску, нажимал на крючок, смеялся и уходил. Но Иствуд и Сигел пришли к выводу, что такая бравада чрезмерна даже для Гарри Каллахана. Актер Альберт Попуэлл снимался в четырех из пяти фильмов саги, за исключением «Списка смертников» (1988), каждый раз играя разного персонажа. Мост, с которого Гарри прыгает на крышу автобуса, был снесен в августе 2003 года, после того, как в июне того же года в него врезался грузовик. Все свои трюки Иствуд исполнил самостоятельно, в том числе этот прыжок! Все уличные сцены, за исключением сцены ограбления банка, были действительно сняты на улицах Сан-Франциско. Первоначально режиссерское кресло должны были занять Сидней Поллак или Ирвин Кершнер, но последний покинул проект после того, когда от главной роли отказался Фрэнк Синатра (в этом варианте на роль Скорпиона рассматривался Джеймс Каан). Оригинальное название сценария «Мертвец прав». Полицейское управление Филиппин приказало использовать этот фильм в качестве учебного пособия. В сцене, когда Гарри встречается со Скорпионом в парке Mount Davidson, бандит приказывает Гарри вытащить пистолет левой рукой. Когда Иствуд достает пистолет, Эндрю Робинсон неожиданно восклицает «Не фига себе, какой большой!», в результате чего вся съемочная группа полегла с хохоту. Сцену пришлось переснять, но фразу оставили. Кстати, Робинсон получил роль именно с подачи Иствуда, который увидел его в бродвейской постановке «Идиота» Федора Достоевского, и убедил Сигела дать ему роль Скорпиона. Крупный план изображавшей обнаженный труп актрисы Дебрали Скотт снять не удалось, так как утренний холод приводил к тому, что Скотт непроизвольно дрожала. После нескольких неудачных дублей решили просто снять ее дальний план. Над сценарием картины также работал Джон Милиус. Именно ему принадлежит бессмертная фраза Каллахана про количество пуль, оставшихся в пистолете. Настоящее имя Скорпиона так и не раскрывается в течение всего фильма. Картина больше года была запрещена к прокату в Финляндии. Клинт Иствуд согласился сниматься в картине с условием, что в режиссерское кресло сядет именно Дон Сигел. Но тот был на контракте у студии «Universal», так что Иствуд лично ходил к руководству компании, чтобы они разрешили Сигелу поработать на студию «Warner». В 1972 году аналогичное преступление было совершено в австралийском штате Виктория. Двое преступников под угрозой применения огнестрельного оружия захватили учительницу и шестерых учеников. Они потребовали выкуп в 1 миллион долларов. Власти с требованиями согласились, но школьникам удалось убежать, а преступники впоследствии были арестованы. Фамилия одного из них была Иствуд. После выхода фильма в прокат продажи «Magnum» 44-го калибра модели «Smith and Wesson Model 29» сильно возросли. В реальности этот пистолет никогда не использовался в полиции, так как был слишком мощным, и пуля могла пронзить цель насквозь и ранить окружающих. Успех картины был таким, что Сигела и Иствуда стали заваливать приглашениями на встречи с полицией (от таких встреч, как известно, отказаться нельзя). Автомобильная погоня по Сан-Франциско была отвергнута, так как уже имела место в похожем полицейском триллере «Буллит» (1968). Интересно, что сценарий имел местом действия Нью-Йорк, но когда проектом заинтересовались Сигел и Иствуд, события перенесли сначала в Сиэтл, потом в Вашингтон, и, наконец, в Сан-Франциско. Когда Сигел выбирал из четырех предложенных ему Иствудом сценариев, то сразу отверг вариант Теренса Малика, где Скорпион был преступником, убивающим крупных гангстеров, которым удалось избежать правосудия. Иствуду сценарий Малика, наоборот, понравился, в результате чего он лег в основу следующего фильма про Гарри Каллахана «Сила магнума» (1973). В картине использовались юридические моменты известных судебных процессов: Эскобедо против штата Иллинойс 1964 года и Миранда против штата Аризона 1966 года. В первом случае, признания, сделанные подозреваемым в отсутствии представителя законной власти, не могут приниматься в качестве доказательства. Во втором случае, если подозреваемому перед допросом не были зачитаны его права, все сказанное на допросе считается не имеющим силы. Арнольд Шварценеггер впоследствии признавался, что персонаж Гарри Каллахана оказал очень большое влияние на его карьеру. Успех картины подтолкнул к созданию успешного телесериала «Улицы Сан-Франциско» (1972), рассказывающего о буднях полиции этого города. Всего в картине семь трупов, причем перевес на стороне Скорпиона 4/3. Интересно, что во время съемки заключительного эпизода выяснилось, что на съемочной площадке имеется лишь один полицейский значок, который Иствуд должен кинуть в реку, поэтому этот эпизод нужно было снять с единственного дубля. Это удалось. При бюджете в 4 миллиона долларов картина в прокате США собрала более 28 миллионов и еще 18 миллионов выручила за право использования на территории США. Оценка 3, 5 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа