Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dogma

«ДОГМА»
(Dogma)

США, 1999, 130 мин., «Lions Gate Films»
Режиссер и сценарист Кевин Смит, композитор Ховард Шор
В ролях Мэтт Деймон, Бен Аффлек, Крис Рок, Линда Фиорентино, Алан Рикман, Сальма Хайек, Джордж Карлин

Пытаясь сделать католическую церковь более современной и популярной у молодежи, кардинал Глюк придумывает компанию по упрощенному отпущению грехов на небесах. Этим заинтересовываются два падших ангела, изгнанных из Рая за нарушение небесных конвенций. Это бывший ангел смерти Локки и его друг Бартлби. Им хочется домой в Рай, и они ищут щель в католических догмах, чтобы вернуться. Но позволить им вернуться-значит признать, что Бог бывает неправ, и тогда все построенное с таким трудом, немедленно рухнет. Поэтому Бог посылает на заблудших карательный отряд во главе с изрыгателем огня Метатроном. Тот просит помочь ему четырнадцатого апостола Руфуса, о котором не упоминается в Библии (там говорится о 13-ти апостолах), потому что он чернокожий, музу-стриптизершу Серендипити и двух пророков Джея и Молчаливого Боба. Этот отряд находит последнего из отпрысков Марии Магдалины-невинную девушку Бетани Слоан, медсестру клиники абортов, потерявшую веру, которая должна остановить Локки и Бартлби…
Сальма Хайек номинировалась на анти-приз «Razzie» как худшая актриса (также за роль в фильме «Дикий-дикий Уэст», 1999). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала Кевина Смита на свой приз «Сатурн» за лучший сценарий. Алан Рикман номинировался на приз «Золотой сателлит» как лучший актер второго плана. Аналогичной номинации удостоилась песня «Still». Роль Бога первоначально была предложена Холли Хантер, но она отказалась. Тем не менее, в сценарии остались аллегории на фильм «Пианино» (1993), где снималась актриса. Роль кардинала Глюка была предложена Альберту Бруксу, но тот отказался. Эмма Томпсон уже согласилась на роль Бога, но перед самым началом съемок отказалась, чтобы родить ребенка. Роль Локки была специально написана для Джейсона Ли, но ему также пришлось отказаться из-за занятости в другом проекте. Он смог сняться лишь в маленькой роли Азраэля, а роль Локки ушла Мэтту Дэймону. Кевин Смит написал сценарий этого фильма еще до своей картины «Клерки» (1994), но сам положил его на полку, так как хотел сделать спецэффекты самостоятельно, а тогда его поджимало время. Рабочее название фильма «Коготь медведя». Певица Алэнис Моррисетт должна была играть главную женскую роль Бетани Слоан, но не смогла, так как была в мировом турне 1998-99 годов. Когда она освободилась, роль ушла другой актрисе, поэтому ей предложили в качестве компенсации роль Бога. Существовало восемь вариантов сценария фильма, и ни в одном из них не было концовки, где Бог подметает улицу. Смит добавил ее в самую последнюю минуту. Съемки этой сцены много раз откладывались, и тогда церковь попросила самого Смита подмести улицу. Тот немедленно согласился, но, к огромному неудовольствию вполне лояльной к съемкам картины церкви, вместе с собой снял и Бога, подметающего улицу. Когда Бог исцеляет Бетани, Метатрон говорит: «Она может переделать тебя. У нее есть средства. Она может сделать тебя лучше, сильнее, быстрее». Это цитата из фильма «Человек на 6 миллионов долларов» (1974). Картина подверглась сильной обструкции со стороны римской католической церкви. Интересно, что в картине все ангелы одеты одинаково, за исключением цвета одежды. Однажды Кевин Смит присоединился к группе протестующих против выхода этого фильма и даже дал интервью журналистке, которая узнала его, но промолчала. Кевин заявил в интервью, что, тем не менее, ему понравился первый фильм Смита «Клерки». В начальной сцене в аэропорту в паре кресел от Бена Аффлека сидела Гвинет Пэлтроу, которая не попала в кадр, так как просто в тот день была на съемочной площадке по приглашению ее друга Аффлека. При бюджете в 10 миллионов долларов картина только в США собрала почти 31 миллион. Интересно, что все фильмы режиссера, начиная с «Клерков», связаны одними персонажами, темами, событиями и каждый содержит многочисленные ссылки друг на друга. Однажды Кевин Смит признался, что его первоначальным выбором на роль Бетани была Джилиан Андерсон. На роль Азраэля рассматривались Билл Мюррей и Адам Сандлер. Резня в кафе первоначально должна была снята в духе Джона Ву, но Смит в последний момент передумал. Когда Кевин Смит узнал, что актер Алан Рикман является фанатом его картины «В погоне за Эми» (1997), он решил попросить сыграть его роль Метатрона. Рикман прочитал сценарий и задал Смиту лишь два вопроса: будут ли они строго придерживаться сценария и будут ли у его героя крылья настоящими или это будут спецэффекты. Первоначально Кевин Смит просил, чтобы в режиссерское кресло сел Роберт Родригес. Тот прочитал сценарий и он ему очень понравился, но он посчитал его слишком личным, и настоял, чтобы сам Кевин Смит снимал фильм. Молчаливый Боб говорит в фильме всего три слова: «Билета нет» и «Спасибо». Интересно, что из восьми вариантов сценария картины кто-то выложил в Интернете именно третий вариант, по которому фильм снят. Сцена пейзажа из движущегося поезда была взята из картины «Узкая грань» (1990). Интересно, что написав сценарий этой картины в начале 90-х годов и запланировав его съемки после фильма «Клерки», в конце титров которого об этом шла речь, Смит немного разочаровался в сценарии и решил отложить съемки на неопределенный срок, пока он не станет более хорошим режиссером. Актриса Шэннон Догерти, игравшая Рене в другой картине Смита «Mallrats» (1995), хотела получить роль Бетани Слоан. Джейсон Мьюс выучил весь сценарий до начала репетиций. На вопрос, зачем он это сделал, он сказал, что не хотел сердить Алана Рикмана. Кевину Смиту во время съемок было очень тяжело работать с Линдой Фиорентиной, и он даже хотел предложить ее роль Жаннин Гарофало. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа