Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now  Don’t Look Now


Don’t Look Now

«А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ»
(Don’t Look Now)

Италия-Великобритания, 1973, 112 мин., «Casey/Eldorado/Paramount»
Режиссер и оператор Николас Роуг по Дафне Дю Морье, композитор Пино Доначчо
В ролях Джулия Кристи, Дональд Сазерленд, Хилари Мейсон, Массимо Серато

Лаура и Джон Бакстеры недавно потеряли свою маленькую дочку Кристину, которая утонула. В трауре они возвращаются в Венецию, где Джон работает архитектором. Там Лаура знакомится с пожилыми женщинами, сестрами Уэнди и Хитер. Слепая Хитер оказывается ясновидящей. Она утверждает, что Кристина счастлива в другом мире и навсегда останется со своими родителями. Она говорит, что видит ее смеющейся и радостной. Лаура постепенно увлекается спиритизмом, а Джон пытается воспротивиться этому. Но вскоре его также начинают преследовать видения Кристины, одетой в красный плащ. Во сне он видит Лауру вместе с сестрами, плывущими в похоронной гондоле. Хитер просит Джона покинуть Венецию, где он подвергается смертельной опасности. Сын Лауры и Джона по имени Джонни получает травму, и Лаура собирается вернуться с ним в Англию. Но незадолго до отъезда Джон падает в церкви с лестницы и получает небольшие телесные повреждения. Вскоре мы узнаем, что маленький сын Хитер умер в детстве, а отец священника этой церкви, где Джон занимался реставрацией, погиб в результате падения с высоты. Джон начинает всерьез относиться к предостережениям Хитер о своей скорой смерти. Тем временем по городу расхаживает маньяк-убийца, оставляя после себя горы трупов. Тем не менее, Джон отказывается вернуться в Англию до окончания реставрационных работ. Он ищет загадочных сестер и Лауру, а за ним самим неустанно следит местный детектив, расследующий серию преступлений маньяка. В конце концов, Джон погибает в тот момент, когда снова видит маленькую Кристину в красном плаще. Но та оборачивается, и на ее месте оказывается безобразная женщина-карлик. Она вытаскивает кинжал и наносит им удар в шею Джона…
Потрясающий мистический фильм, который уходит с проторенных кинематографических троп и выходит за пределы разумного понимания. Он погружает зрителя в колдовскую атмосферу каналов подозрительной и чарующей Венеции, а также выделяется блестящим исполнением роли Дональдом Сазерлендом и прекрасной постановкой Николаса Роуга, который раньше был превосходным оператором («Красная маска смерти», 1964; «451 по Фаренгейту», 1966; «Петулия», 1968). Наиболее откровенные сексуальные моменты самой знаменитой четырехминутной любовной сцены картины между Дональдом Сазерлендом и Джулией Кристи вошли в реставрированный вариант фильма. Во время выхода картины в 1973 году против их демонстрации возражал близкий друг Джулии Кристи Уоррен Битти. Интересно, что любовная сцена между Сазерлендом и Кристи была придумана Николасом Роугом в самую последнюю минуту, так как он посчитал, что в фильме слишком много эпизодов, где супруги спорят. Интересно, что актеры познакомились только на съемочной площадке этого фильма, а Роуг специально сразу предложил им снять эту любовную сцену, чтобы они «ближе познакомились». Кристи была в ужасе! Еще более интересно, чтобы избежать рейтинга «X», было вырезано 9 кадров этой сцены (если кто помнит, фильмы выходят с частотой 23-25 кадров в секунду, так что было вырезано менее половины секунды). Играющий инспектора Лонги актер Ренато Скарпа абсолютно не говорил по-английски, а просто читал текст, не понимая, что это означает, что придало его персонажу некую зловещность. Сазерленд в течение всего фильма носил небольшой курчавый парик. Дебютный фильм знаменитого композитора Пино Доначчо. Он был приглашен в фильм одним из продюсеров, который увидел его плывущим на гондоле, когда продюсеры выбирали места для съемок в Венеции. В Великобритании картина вышла в кинотеатры в паре с фильмом «Плетеный человек» (1973). Картина номинировалась на национальную премию BAFTA за лучший фильм, режиссуру, монтаж, музыку, актера (Сазерленд) и актрису (Кристи), а победила в разделе за лучшую операторскую работу. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший фильм ужасов года. Бюджет фильма составил 1, 5 миллиона долларов. Оценка 4 балла.