Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dr. Jekyll And Mr. Hyde

«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД»
(Dr. Jekyll And Mr. Hyde)

США, 1931, 75 мин., ч/б, «Paramount»
Режиссер и продюсер Рубен Мамульян, композиторы Герман Ханд и Джон Лейпольд
В ролях Фредрик Марч, Мириам Хопкинс, Роуз Хобарт

Лондон. Конец девятнадцатого века. В переполненном зале знаменитый доктор Джекилл читает лекцию. Он заявляет, что природа человека двойственна, раздираема противоречиями между Добром и Злом. Если удастся разделить эти тенденции внутри человека, то можно будет поднять Добро на небывалую высоту. Заявление доктора Джекилла вызывает энтузиазм у одних и скептицизм у других. Отец его невесты Мюриэл заявляет, что он женится на его дочери только через восемь месяцев и, несмотря на просьбы Джекилла, остается непреклонным. Ночью на улице Джекилл спасает проститутку Иви Пирсон, которую избивал клиент. Он идет в ее комнату. Полная благодарности, она бросается ему на шею. Джекилл останавливается в нерешительности. Вскоре доктору удается создать микстуру, которая превращает его в дикое существо, проявляющее насильственные инстинкты. В этом обличье он встречает Иви. Под именем мистера Хайда он начинает часто ходить к ней и подвергать ее физическим мучениям. Через некоторое время Джекилл решает прекратить свои эксперименты с микстурой. Он рассказывает Иви о случае, когда она подверглась насилию со стороны мистера Хайда. Джекилл уверяет ее, что она больше никогда не увидит Хайда. Доктор Джекилл прогуливается в парке и видит, как собака поедает маленькую птичку. Это жестокое зрелище способствует его трансформации в мистера Хайда. Он отправляется к Иви, раскрывает ей, что он на самом деле доктор Джекилл и душит ее. Он хочет возвратиться в свою лабораторию. Но раньше он выбросил ключ от нее, когда решил отказаться от опытов. Он не может прийти в лабораторию в таком виде. Доктор Джекилл посылает записку своему другу Ланьону, в которой просит найти несколько ампул с лекарствами в лаборатории и передать некоему мистеру Хайду. Но во время встречи обеспокоенный исчезновением доктора Джекилла Ланьон угрожает Хайду револьвером. У того нет другого выхода, как трансформироваться прямо перед ним. Испуганный Ланьон говорит, что Джекилл нарушил все законы природы и должен понести наказание. Вскоре доктор Джекилл снова непроизвольно превращается в мистера Хайда перед Мюриэл и сильно избивает ее служанку. Возвратившись в лабораторию, мистер Хайд превращается в Джекилла и пытается вызвать полицию. Но Ланьон узнает о нападении на служанку и также возвращается в лабораторию. Доктор Джекилл снова в гневе превращается в Хайда, но подоспевший полицейский застреливает его. Труп Хайда медленно приобретает выражение лица доктора Джекилла…
Третий фильм уроженца Тифлиса Рубена Мамульяна, первая разговорная и лучшая экранизация произведения Роберта Льюиса Стивенсона. Рубен Мамульян учился в Московском университете, в театральной студии Евгения Вахтангова, работал в театрах Лондона и Парижа. Картина делает акцент на подавленной сексуальности доктора Джекилла, превратившегося в садиста-извращенца мистера Хайда. У Джекилла есть испытывающая чувство неудовлетворенности невеста, вынужденная ожидать неизвестно чего, чтобы соблюсти условности того времени. В это время Хайд пускается «во все тяжкие», выплескивая в преступлениях и насилии свои сексуальные желания. Рубен Мамульян не противопоставляет Добро и Зло, а показывает два персонажа, по-своему закомплексованных и деформированных обществом и цивилизацией. Как и большинство фильмов Рубена Мамульяна, этот содержит множество виртуозных моментов и технических новинок. Долгие субъективные планы (вход доктора Джекилла в аудиторию, первое перевоплощение в Хайда), многократное экспонирование (ноги Мюриэл, долго переплетающиеся с ногами двух подруг, идущих по улице). Обратите внимание на мученическое выражение лица Джекилла, просящего прощение у Бога, которое отражается на клавиатуре пианино Мюриэл. А перевоплощение доктора Джекилла вообще стало откровением для того времени и до сих пор является одним из самых зрелищных эпизодов в истории кино. Рубен Мамульян, пытаясь подчеркнуть превращение человека в монстра, сопроводил этот момент необычными звуковыми эффектами. Фредрик Марч получил «Оскар» за лучшую мужскую роль (наряду с Уолласом Бири за роль в картине «The Champ», 1931), а картина претендовала на награду за лучший сценарий-адаптацию и операторскую работу. На Венецианском кинофестивале Фредрик Марч был признан лучшим актером, а картина получила приз за лучший сценарий. Грим, который носил Марч в роли Хайда, едва не испортил навсегда его лицо. На главную роль претендовало несколько актеров, но все они были отвергнуты (в том числе известный будущий режиссер Ирвинг Пичел, работавший над картинами «Самая опасная игра», 1932; «Она», 1935; «Зыбучие пески», 1950; «Цель назначения-Луна», 1950), так как могли играть лишь одну сторону персонажа, или Джекилла, или Хайда. Когда режиссер предложил кандидатуру Марча, то студия воспротивилась, так как ранее актер играл лишь пустоватые и легковесные роли. Тем не менее, Марч за свою роль получил первого из двух своих «Оскаров», а также пробил себе дорогу в Голливуд, где его стали воспринимать значительно серьезнее. Исполнявшему главную роль в немой версии 1920 года актеру Джону Бэрримору и здесь предложили главную роль, но он отказался. Актриса Мириам Хопкинс сначала отказалась от роли Иви Пирсон, предпочтя роль Мюриэл Кэри (кстати, этого персонажа, как и ее отца, нет в рассказе Стивенсона), но Мамульян ее убедил. Интересно, что Хопкинс не смогла претендовать на «Оскар», так как ее роль была сильно урезана по цензурным соображениям. Это первый фильм ужасов в Голливуде, завоевавший «Оскар». В маленькой роли появился племянник самого Роберта Льюиса Стивенсона. Бюджет картины составил 1, 2 миллиона долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа