Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dracula

«ДРАКУЛА»
(Dracula)

Великобритания, 1958, 82 мин., «Hammer»
Режиссер Теренс Фишер по Брэму Стокеру, продюсеры Майкл Каррерас и Энтони Хиндс, сценарист Джимми Сангстер, композитор Джеймс Бернар
В ролях Питер Кашинг, Кристофер Ли, Майкл Гух, Мелисса Стриблинг, Кэрол Марш, Ольга Дикки, Джон Ван Айссен, Маилс Малесон

1885 год. Джонатан Харкер поселяется в замке графа Дракулы, находящемся в центральной Европе, в качестве библиотекаря. Он намеревается уничтожить графа, поклонника вампиризма, который распространяется по всему миру. Но вскоре сам Харкер становится жертвой своего хозяина. Проснувшись, Харкер обнаруживает на своей шее две ранки. С наступлением темноты он спускается в склеп, где в гробах спят вампиры. Он собирается воткнуть кол в грудь молодой женщины, пленницы Дракулы, чью кровь он пьет. Это единственный способ освободить ее душу. Но женщина вдруг превращается в старуху. В это время просыпается Дракула и исчезает из своего гроба. Доктор Ван Хельсинг проводит исследования на тему вампиризма и отправляется на поиски Харкера, о намерениях которого он знал. Слуга на постоялом дворе показывает ему дневник Харкера. Ван Хельсинг находит в склепе Харкера, спящего в гробу, и протыкает его колом. Возвратившись в Лондон, он объявляет Артуру Холмвуду, брату Люси, невесты Харкера о смерти их общего друга. Неожиданно Люси бледнеет. Однажды утром ее находят мертвой. На самом деле Люси перешла в мир живых мертвецов. Она встречает Ван Хельсинга и вешает ему на грудь маленькое распятие. В благодарность он втыкает ей в грудь кол. Вместе с Холмвудом Ван Хельсинг преследует графа. В это время Мина, жена Холмвуда, была завлечена в новое убежище графа. Возвратившись домой не солоно хлебавши, Ван Хельсинг сразу замечает странное поведение Мины. Он хочет, чтобы она помогла заманить в ловушку графа Дракулу. Переливание крови на время спасает Мину. Ван Хельсинг узнает, что гроб Дракулы находится в погребе дома Холмвуда, но приходит туда слишком поздно. Дракула уводит Мину в свой замок. Артур Холмвуд и Ван Хельсинг немедленно отправляются туда. Приближается рассвет, и Ван Хельсинг распахивает занавески на окнах. Лучи солнца наполняют комнату и превращают вампира в пыль. Мина вскоре выздоравливает…
В период между двумя великолепными экранизациями произведения Мэри Шелли о Франкенштейне («Проклятие Франкенштейна», 1957 и «Месть Франкенштейна», 1958), английская компания «Hammer» и Теренс Фишер атаковали другую культовую фигуру жанра ужасов-Дракулу. Но и они были не одиноки. В Америке после «золотого века» компании «Universal» 30-40 годов, Герберт Строк для компании «American International Pictures» («Кровь Дракулы», 1958) и Пол Ландрес для студии «United Artists» («Возвращение Дракулы», 1958) одновременно сняли два фильма, посвященных знаменитому вампиру. Но превосходство Теренса Фишера над ними очевидно: мало того, что он еще не раз экранизировал оригинальное произведение Брэма Стокера, у него был достаточно высокий бюджет. Но самое главное, он использовал основной козырь фильмов, где кровь является центральным персонажем-цвет. Значение цвета трудно переоценить: работа стала более достоверной и аккуратной. Главная новизна цвета состоит в точности и немногословном характере кровавых сцен, где цвет берет на себя роль повествователя: старуха с грудью, пронзенной колом, выступающие красные от крови клыки вампиров. Не нужно забывать и эротический аспект картины, скромный, но достаточно смелый для того времени. Например, страстное ожидание Люси прихода Дракулы в своей постели. Страха в картине мало, но зрителя постоянно подстерегают неожиданные сюрпризы, которые позволяют по-другому взглянуть на вековой миф. Кристофер Ли в роли Дракулы выглядит расчетливым, убедительным, близким к оригиналу Стокера. Он в полной мере использует свой рост и долговязую фигуру. Хотя, без сомнения, ему не хватает некой искры безумия и страсти, которая была, например, в более рискованном исполнении Дракулы Джеком Палансом в фильме «Дракула» (1973, режиссер Дэн Кертис). По общему мнению, Дракула в интерпретации «Hammer» и Теренса Фишера получился менее значительным, чем их же Франкенштейн. Что касается Фишера, то он продолжил снимать фильмы о Дракуле, обращая еще больше внимания на оригинальность и суровость постановки, а также подбор актеров. Добавляя живописности главным героям и оттачивая второстепенных персонажей. Но если взять все его работы о Дракуле, становится очевидным, что Франкенштейн удался ему лучше. Это был один из первых фильмов, который влил свежую кровь в жанр ужасов, находившийся на закате. В актив фильма нужно занести насыщенность сценария и сдержанность постановки. Долгий пролог, когда зритель терпеливо ждет появление монстра. В середине повествования Дракула появляется. Никакой напыщенности, никакого повышения гемоглобина в крови, никакой улыбки. Теренс Фишер своей магией, настолько утонченной, насколько и эффективной, создал новый эстетический альянс поэзии и ужаса, сделавший этот фильм почти шедевром в своем жанре. В прокате США картина называлась «Ужас Дракулы», чтобы ее не путали с версией 1931 года, которая до сих пор демонстрировалась в кинотеатрах. Кристофер Ли жаловался, что в линзах, которые он носил в кульминационных сценах, он просто практически ничего не видел. За весь фильм Ли произносит всего 13 фраз и только обращаясь к Джонатану Харкеру. Бюджет картины составил 81 тысячу фунтов стерлингов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа