Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Dune

«ДЮНА»
(Dune)

США, 1984, 190 мин., «Universal»
Режиссер и сценарист Дэвид Линч, композитор Брайан Ино, спецэффекты Карло Рамбальди и Альберт Уитлок
В ролях Кайл Маклахлан, Хосе Феррер, Макс Фон Сюдов, Стинг, Линда Хант, Брэд Дуриф, Юрген Прохнов, Дин Стокуэлл, Фредди Джонс, Сильвана Мангано, Франческа Аннис

На пустынной планете Дюна добывают полунаркотическое сырье, которое высоко ценится во всей Галактике. Планетой управляет кровожадный властитель Саддам 4, постоянно истребляющий ее редеющее население. Пол Атрейд, единственный выживший вместе со своей матерью Джессикой из династии, уничтоженной Гарконенами, обнаруживает людей династии Фремен, которые ждут прихода Мессии. Пол становится их предводителем, учит их искусству сражаться и помогает победить Гарконенов. Он оказывается тем отважным воином, пришествие которого было предсказано еще несколько поколений назад…
Знаменитый более чем 500-страничный роман 1965 года Фрэнка Херберта (имевший, кстати, пять продолжений), казалось невозможно экранизировать. За него брался в начале 80-х даже Ридли Скотт, но безуспешно. Когда картину собирался снимать Ридли Скотт, художественным оформителем у него работал Ганс-Руди Гигер. Скотт покинул проект после того, как внезапно скончался его старший брат. Режиссер хотел забыться в работе и начать снимать немедленно, но ничего еще не было готово. Тогда он ушел в проект «Бегущий по лезвию бритвы» (1982), где подготовка к съемкам была завершена незамедлительно. Двести рабочих в течение двух месяцев готовили три квадратных мили мексиканской пустыни под место съемок! Но во время работы в Мексике возникла еще одна проблема: местная кухня. Студии пришлось самой строить большое кафе для съемочной группы и завозить всю пищу и продукты из США. Именно на съемках этой картины Юрген Прохнов получил свои «отличительные» ожоги лица. Некоторые сцены со спецэффектами потребовали освещения в 1 миллион ватт, которое создавало 11 тысяч ламп. Некоторые сцены картины снимались на съемочной площадке фильма «Конан-разрушитель» (1984), причем в то же самое время, просто по очереди. Съемочная бригада картины состояла из 1700 человек. Съемки проходили в 80 декорациях в 16 съемочных павильонах. Если всего производство картины заняло шесть лет, то из них 3, 5 года потребовало участие самого Дэвида Линча. Сам режиссер ненавидит телевизионный вариант картины. Роль доктора Yueh была предложена Джону Херту. Появление в картине Шон Янг чуть не сорвалось из-за того, что ее агент не сообщил ей о встрече с Рафаэллой Де Лаурентис и Дэвидом Линчем, которые специально приехали в Нью-Йорк, чтобы провести с ней пробы. Она в это время летела в Лос-Анджелес, и этим же рейсом туда возвращались разочарованные Де Лаурентис и Линч. На борту самолета они случайно познакомились, но спустя некоторое время недоразумение выяснилось, и конфликт был улажен. Патрик Стюарт заменил актера Альдо Рэя, который должен был сниматься. Стюарт заявил, что костюм, в котором он снимался, был самым неудобным из всех, что ему приходилось носить на съемочной площадке. Макс Фон Сюдов снимался в своей маленькой роли целых две недели. Во время проката картины в некоторых кинотеатрах зрителям выдавали инструкция, разъясняющие сюжет и события фильма. Это первый фильм в истории, где человек был создан с помощью компьютера. Стинг произносит за три часа фильма всего 90 слов. Гленн Клоуз отклонила роль леди Джессики, так как не захотела играть «девушку, которая все время бежит и падает за мужчинами». Интересно, что контракт Линча подразумевал постановку двух продолжений, но финансовый провал картины поставил на этих планах крест. Линч считает этот фильм единственным провалом в своей карьере и до сих пор отказывается говорить о нем, а тем более выпустить специальное издание на DVD. Ради этого проекта Линч отказался от режиссерского кресла картины «Возвращение джедая» (1983). В качестве одного из барабанщиков во время дуэли Пола и Фейда засветился известный певец Майкл Болтон. Когда в начале 70-х годов фильм собирался снимать Алехандро Ходоровский, то на главные роли он намеревался пригласить Орсона Уэллса, Сальвадора Дали, Глорию Свенсон, Дэвида Кэррадайна, художественного постановщика Ганса-Руди Гигера и использовать музыку «Пинк Флойд». Но в Голливуде отнеслись к планам режиссера прохладно, так как это был бы «французский, а не американский, не голливудский фильм». Интересно, что одно время этим проектом заинтересовался Джек Николсон, и хотел сам сесть в режиссерское кресло. Когда проект вошел в новую стадию, ему предложили роль Gurney Halleck, но он отказался. Первоначально хотели все студийные съемки снять в Великобритании, но все три крупнейшие студии страны в то время были переполнены. На роль принцессы Ирулан проходила пробы Джоди Фостер. А вот Брук Шилдс свои пробы на эту роль провалила. Также на роль принцессы претендовали Мелани Гриффит, Кристи Макникол, Ким Бессинджер, Сара Джессика Паркер, Дженнифер Джейсон Ли, Мишель Пфайффер, Бриджит Фонда и Мег Райан. На роль Пола проходил пробы Кристофер Рив. Патрик Стюарт рассказывал, что абсолютно все актеры, снимавшиеся в картине, лишились как минимум двух сцен с их участием при окончательном монтаже. Фильм крутится вокруг нагромождения всевозможных спецэффектов, что добавляет запутанности в достаточно сложную и непонятную интригу. Очень тяжелая и вялая постановка с множеством известных актеров. Режиссёр отсеял все идейные замыслы Херберта и решил идти своим путём. В итоге получилось нечто странное: сюжет на уровне младшего школьного возраста, необычные батальные эпизоды и огромное количество ненужных сцен с некой претензией на глубину мысли. Во всей ленте запоминаются лишь отлично сделанные гигантские черви (фирменный знак вселенной, созданной Хербертом), остальное выполнено на очень низком уровне. Картина создавалась, так сказать на «семейном подряде»: продюсером стала дочь Дино Де Лаурентиса, а одну из ролей получила его супруга Сильвана Мангано. Бюджет в 45 миллиона долларов требовал нестандартного решения. Выбор пал на Дэвида Линча, который рискнул освоить новый для себя жанр. Однако, как режиссер оригинального склада, он решил слегка подшутить над привычными штампами в духе «Звездных войн» (1977), что не очень-то адекватно было воспринято публикой. Ставка на возможные прибыли не оправдалась: картина собрала всего 28 миллионов долларов. Сам Линч, не удовлетворенный творческими результатами, скрыл в титрах свое имя под псевдонимом Алан Смити. Философская начинка первоисточника из фильма совершенно исчезла. Осталась лишь история борьбы за власть на планете Дюна. Богатый визуально, но крайне путанный и неровный фильм, работа над которым заняла три с половиной года. Дебют в большой роли 15-летнего Пола Атрейда Кайла Маклахлана, который был большим поклонником романа Херберта. Грим создал Джанетто Де Росси. Звучит музыка в исполнении группы «Toto». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, а номинировала за лучший грим, спецэффекты и как лучший фантастический фильм года. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший звук. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа