Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Empire Strikes Back

«ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР»
(Empire Strikes Back)

США, 1980, 124 мин., «Lucasfilm/20th Century Fox»
Режиссер Ирвин Киршнер, продюсер, сценарист и монтажер Джордж Лукас, композитор Джон Уилльямс
В ролях Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Алек Гиннесс

Несмотря на уничтожение «Темной звезды», имперские войска снова захватили планету Явин. Повстанцы нашли убежище на планете Хот, сделанной изо льда. Снова нужно спасаться. Чтобы ввести в заблуждение имперские силы, Хан Соло бросает свой корабль в поле метеоритов. В это же время Скайуокер отправляется учиться «силе» на планету Догабах. Старый мастер джедай Йода подвергает Люка беспощадным тренировкам и учит его познавать «силу». Тем временем Хан, Лея и Чубакка держат курс на Город облаков над Беспином. Там правит старый друг Хана Ландо Калриссиан. Он собирается предоставить мятежникам убежище. Но Дарт Вейдер уже ждет их. Лея и Чубакка едва уносят ноги. Хан Соло попадает в беду! Его замораживают в карбоните и отправляют к бессовестному боссу гангстеров планеты Татуин по прозвищу Джабба Хутт. Чубакка и Ландо на «Тысячелетнем соколе» Хана немедленно спешат на помощь своему другу, которому угрожает опасность. Люк Скайуокер сталкивается с предателем Дартом Вейдером, который ему сообщает, что он есть его отец. После долгого сражения Скайуокеру удается спасти принцессу Лею…
Вторая часть «Звездных войн» со всеми качественными эпизодами и моментами, удачами и недостатками первого фильма. Сделана попытка углубить психологический портрет персонажей. Режиссер не стесняется проводить параллели без тени юмора между Парсифалем, который завоевывает Святой Грааль и Скайуокером, который ищет «силу». Фильм получил «Оскар» за лучший звук и специальную награду за лучшие визуальные эффекты, а номинировался за лучшую музыку и художественное оформление. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, спецэффекты, актера (Хэммилл) и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, музыку, сценарий и актера второго плана (Билли Ди Уилльямс). Англичане наградили фильм своим призом «BAFTA» за лучшую музыку, а номинировали за лучшее художественное оформление и звук. Также музыка Джона Уилльямса номинировалась на «Золотой глобус» и удостоилась премии «Грэмми». Джордж Лукас к 1976 году имел в своем активе два полнометражных фильма-«THX 1138» и «Американские граффити». Именно «Граффити»-незамысловатый по сегодняшним меркам фильм про подростков, сделал Лукаса знаменитым. Неожиданно для всех став хитом, он принес создателю не только славу, но и договор на следующую картину. Наиболее важной его частью было право на любую продукцию, использующую символику, персонажей или предметы из еще неснятого фильма. Лукас получил бюджет в десять миллионов долларов и на эту сумму снял картину, ставшую одной из самых знаменитых за всю историю кино. Фильм назывался «Звездные войны», и в нем Лукас дал вторую жизнь космическим операм времен своего детства. Зритель, уже успевший подзабыть Бака Роджерса и Флэша Гордона, снова увидел прекрасную принцессу, благородных повстанцев и коварных воинов Империи. Все это было немного старомодно-и продюсеры были уверены, что фильм провалится: тем более в нем не было ни одной звезды. Но, несмотря на сложность формулы, он оказался удачным. Фильм не только стал одним из самых прибыльных в истории кино, но вызвал волну подражаний и цитирований. При создании своего мира Лукас не ограничился одной ностальгией по комиксам своего детства. При внимательном просмотре «Звездные войны» оказываются одним из самых текстуально насыщенных блокбастеров в истории кино. То, что потешные роботы C3PO и Р2Д2 представляли собой вариации на тему Страшилы и Железного Дровосека, большинство зрителей вероятно догадалось. А вот то, что сюжет был во многом позаимствован у фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости», было ясно только специалистам, заметившим, что в старом японском фильме 1958 года тоже шла речь о спасении принцессы, а место Оби-Ван Кеноби занимал старый мудрый самурай. Само слово «джедай» тоже родом из Японии: за год до создания «Звездных войн» Джордж Лукас был в Стране Восходящего Солнца и смотрел по телевизору самурайский сериал «Jidai Geki». Ему понравилось слово и когда пришло время, он так назвал своих космических рыцарей. Восточные влияния, конечно, не случайны. Джордж Лукас по-своему тоже был сыном шестидесятых, открывших для западной молодежи восточный эзотеризм и буддистскую парадоксальность. Критики заметили, что космические корабли у Лукаса взрываются с таким грохотом, словно дело происходит в земной атмосфере, а не в безвоздушном пространстве, где звуку негде передаваться. Указывали на то, что лучевые меч джедаев устроены слишком странно-луч света не может обрываться в метре от источника, космическим кораблям вовсе не к чему обтекаемая форма. Военные машины Империи на длинных ногах столь очевидно неустойчивы, что не были бы даже приняты к производству. Куда важнее был тот выбор, который режиссер был вынужден сделать при распределении небольшого бюджета. Можно было на все деньги купить звезду, чтобы имя украсило афишу. Джордж Лукас, однако, пошел иным путем: он вложил несколько миллионов в спецэффекты. Хотя фильм Киршнера и собрал меньше денег, чем первая лента, многие считают его лучшим фильмом трилогии. Характеры обретают выпуклость, а Йода вносит в фильм иронию, которой ему так не хватало. Именно в этом фильме сюжет совершает неожиданный кульбит: выясняется, что Дарт Вейдер, главный злодей фильма, на самом деле отец Люка Скайуокера! Очевиден фрейдистский и мифологический характер этого мотива, оказавшегося сущей неожиданностью для зрителей. На этот раз в сюжете была поставлена точка, но это не уберегло фильм от многочисленных продолжений. Но главную возможность для продолжения Джордж Лукас оставил себе, назвав первый фильм «четвертым эпизодом». Картина по количеству спецэффектов практически в 2 раза превзошла первый фильм. Грим сделал Боб Кин. При бюджете в 18 миллионов долларов картина по всему миру собрала 540 миллионов и еще 580 миллионов выручила за право демонстрации в других странах мира. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа