Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Equilibrium

«РАВНОВЕСИЕ»
(Equilibrium)

США, 2002, 107 мин., «Blue Tulip/Dimension Films»
Режиссер и сценарист Курт Уиммер, продюсер Ян Де Бонт, композитор Клаус Бадельт
В ролях Доминик Пурселл, Шон Бин, Кристиан Бейл, Джон Кеог

Создатели картины обратились к теме тоталитаризма в идеальном обществе. Бесчувственное общество-это то, во что сейчас превращается население большинства стран с развитой рыночной экономикой. Клерки ходят по улицам, подобно зомби, так же поступают жители фильма. А агенты правительства, как карающий меч, обязаны надзирать за тем, чтобы никто не нарушал идеальной системы, в которой нет воли чувствам. Рядовые граждане, зарабатывающие неплохо по меркам среднего гражданина своей страны, посещают фитнесс-клубы, а дамы посвящают свои вечера занятиям фен-шуй. Этим жители картины никак не отличаются он наших современников. За все отвечает один человек. Он руководит всеми, выступает с речами, которые постоянно транслируются по телевизионным экранам. Его голос звучит, как само собой разумеющееся. Других телепрограмм нет, более никто не выступает на митингах, нет рекламы и стимула все изменить. Поскольку люди абсолютно бесчувственны, их подобная постановка вопроса совершенно не смущает. Они, подобно пчелам в улье, работают, но каждый из них в отдельности ничем не отличается от другого. Безусловно, находятся люди, которые еще помнят старые порядки и готовы противостоять системе. Иначе все было бы совсем грустно. По сути своей то, что показано в фильме, представляет собой общество, доведенное до абсурда. Подобные художественные произведения принято называть социальной или интеллектуальной фантастикой, как книги Брэдбери и Буля. Ведь в режиме, когда жизнь унифицирована, а все, что делается гражданами страны, не приносит удовлетворения, а зачастую и пользы-все теряет смысл. Как всегда в подобных произведениях, ситуация может быть исправлена волей малого числа людей, но перевернуть все может только один…
«Равновесие»-это откорректированный взгляд на проблемы, которые поднимал в свое время Рэй Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту». Тем не менее, появление этой картины уже само по себе явление для интеллектуалов. Однако кино снимается не только для критиков, тем более крупнобюджетное. Любая фантастика прежде всего нацелена на массового зрителя, хотя бывают и исключения. Создатели картины попытались привлечь зрителей приемами стильного боевика, а под этим соусом преподать урок философии. Это удалось, но в меньшей степени, чем хотелось бы. Услады для глаз зрителя здесь предостаточно. Картина восхищает атмосферой возвышенной гнетущей серости и динамикой происходящих в ней событий. Клерк Джон Престон не задумывается долго над самоопределением себя в этой системе, когда у него отнимают самое дорогое, что у него было-жену. Дети смотрят на него с укоризной, что он не сохранил для них мать. А Престон впервые за свою жизнь решает узнать, как это-«чувствовать»? Кристиан Бейл, кажется, почти не изменился со времен «Американского психопата» (2000). По его ничего не выражающему лицу не определить, о чем он думает в данный момент. И если для иных актеров подобная особенность мышц лица определяется зрителем, как неумение совладать с отсутствием актерского мастерства, у Бейла все наоборот. Он такой, каким и должен быть человек, которому положено ничего не чувствовать или всем своим видом показывать это. Он не затрудняет зрителя наблюдением за душевным томлением, чего стоило бы ожидать, имея перед глазами многочисленные примеры подобной фантастики. Стильный и красивый, умный и довольно динамичный фильм, если вы при просмотре картины жаждете не только развлечений, но и определенной порции умных мыслей, чтобы было о чем поразмыслить по дороге домой. На роль Патриджа прошли пробы более 200 человек, и съемки уже начались без актера, когда появился Шон Бин. При бюджете в 20 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 5, 4 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа