Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Eraserhead

«ГОЛОВОЛАСТИК»
(Eraserhead)

США, 1976, 89 мин., ч/б, «American Film Institute»
Режиссер, продюсер, композитор, монтажер, художник, звукорежиссер, спецэффекты и сценарист Дэвид Линч
В ролях Джек Нанс, Шарлотта Стюарт, Лаура Нир, Аллен Джозеф, Жанна Бейтс

Подружка Генри Мэри покидает его, родив монстрообразного уродца, который выглядит как пенис с головой инопланетянина из одноименного фильма Стивена Спилберга. Генри остается один и начинает ухаживать за новорожденным. Странный ребенок без остановки плачет. Генри садится перед радиоприемником и мечтает о женщине, которая поет надоевшую популярную песенку. Потом он занимается любовью со своей соседкой. Младенец причиняет неподготовленному отцу все больше хлопот. Когда Генри исчерпывает все свои психические и физические возможности, он хочет уничтожить ребенка. А это оказывается очень трудным делом…
Невозможно себе представить и даже описать этот тератологический кошмар, которого нет ни в одной фантастической мифологии, разрабатываемой кинематографом. Поставленный со скрупулезной точностью и маниакальной внимательностью очень одаренным режиссером, способным воплотить в конкретную форму самые безумные и невероятные фантазии, фильм прогрессирует в неизвестные миры и вселенные. Можно отметить сходство фильма, правда, очень отдаленное, с картиной Тода Броунинга «Уроды» (1932), также наделенной интеллектуальным абсурдным юмором. Автором постоянно овладевает желание переступить через отвращение, чтобы за этим ужасом найти дверь, которая ведет в другой мир. А там течет жизнь в формах самых необычных, среди которых бессознательность, сон, тишина и материя в необработанном, сыром состоянии, существующая вне контроля разума. Использование сверхконтрастного черно-белого изображения, изощренного ирреалистического звучания, череды ошалевших персонажей и особенно ужасного зародыша, настоящего героя фильма, приводит зрителя в состояние зачарованного оцепенения, которое не проходит даже с последним кадром фильма. Дэвид Линч определенно высказался о цели фильма, отвечая в мае 1987 года на вопрос «Зачем вы снимаете кино?», он ответил: «Чтобы экспериментировать с существующим миром». В молодости Дэвид Линч подвизался на вторых ролях на телевидении, исполняя обыкновенную работу помощника режиссера. Однажды, скуки ради, он взял в руки кинокамеру и целых два месяца снимал то, что видел вокруг. Итог оказался парадоксальным: по словам самого Дэвида Линча, он заметил, что камера неисправна. Однако проявленный материал он уничтожать не стал и смонтировал из него фильм «Головоластик». Гротескное ощущение от увиденного в картине возникало, во многом благодаря техническим несовершенствам камеры, которые Дэвид Линч превратил в художественный элемент. Столь яркое новаторское отношение к принятым канонам заставило продюсеров обратить внимание на молодого режиссера. Знаменитый продюсер, сценарист и режиссер Мел Брукс («Двенадцать стульев», 1970; «Сверкающие седла», 1974; «Молодой Франкенштейн», 1974; «Доктор и дьяволы», 1985; «Космические шары», 1987; «Бродяга», 1992; «Робин Гуд: мужчины в трико», 1993; «Дракула: мертвый и довольный этим», 1995) пригласил Дэвида Линча для совместной работы. Так родилась реальная история Джона Мэррика, картина «Человек-слон» (1980). Дэвид Линч работал над этой картиной целых пять лет, испытывая финансовые затруднения. Первоначальный сценарий содержал всего 20 страниц. Деньгами ему помогли его семья и друзья. По слухам, это был один из любимейших фильмов Стэнли Кубрика. Актер Джек Нанс (1943-1996) погиб сразу после съемок в картине «Шоссе в никуда» (1996). В декабре 1996 года он подрался в магазине с несколькими посетителями. На следующий день его друзья пришли к нему домой проведать актера, но тот уже был мертв. Он скончался от полученной во время драки травмы головы. Во время пятилетнего периода съемок этого фильма два года спустя после их начала во сне умер 35-летний оператор Герберт Кардуэлл. Грант, полученный Линчем на съемки этого фильма от американского кинематографического института закончился три года спустя после начала съемок. Однажды черновой материал просмотрел известный режиссер Теренс Малик («Пустоши», 1973; «Тонкая красная линия», 1998) и воскликнул: «Чушь!». По слухам, в качестве уродца выступил плод коровы, но Дэвид Линч никогда не подтверждал этого и даже не рассказывал, как он анимировал его. После окончания съемок режиссер лично уничтожил монстра. Одну из ролей сыграл Джек Фиск, брат тогдашней жены режиссера, а также будущий муж Сисси Спейсек. Это один из любимых фильмов Джона Уотерса. Джордж Лукас, посмотрев картину, предложил Линчу режиссуру своего фильма «Возвращение джедая» (1983), но тот отказался. Первые десять минут фильма в нем нет диалогов. На международном кинофестивале в Аворьязе картина получила специальный приз. На кинофестивале «Fantasporto» фильм номинировался на Гран-при. В 2004 году фильм был внесен на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 20 тысяч долларов картина в прокате США собрала целых 7 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа