Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ИСХОД: ЦАРИ И БОГИ»
(Exodus: Gods and Kings)

Испания-США-Великобритания, 2014, 150 мин., «Chernin Entertainment/Scott Free Productions/Babieka»
Режиссер Ридли Скотт, сценаристы Адам Купер, Билл Коллаж и Джеффри Кейн
В ролях Кристиан Бейл, Джоэл Эдгертон, Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Джон Туртурро, Аарон Пол, Мария Вальверде

Ветхозаветная история о великом пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена. Моисей появился на свет в те времена, когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков еврейского происхождения. Чтобы спасти его, мать положила малыша в корзину из тростника и отправила вниз по Нилу. Ребенка нашла дочь фараона, которая усыновила его и растила рядом с Рамсесом-будущим фараоном. Много лет спустя, став мужчиной, Моисей бежит из Египта, а затем возвращается туда по велению Господа, чтобы избавить свой народ от оков рабства…
С самого детства Рамзес II и Моисей были друг другу как братья, что нисколько не мешало им постоянно соперничать: так, уже в начале фильма они устраивают состязания, за которыми наблюдает египетский фараон-отец Рамзеса. Но через некоторое время Моисею суждено было открыть страшную тайну своего происхождения. Он был рожден в год, когда правитель Египта приказал вырезать всех еврейских первенцев. Но мать спасла Моисея, пустив его в плетеной корзине по течению реки, где обычно совершала омовение дочь фараона. Она нашла младенца и воспитала его как египтянина вместе со своим братом. Но тайному было суждено открыться, и Рамзес, ставший к тому времени фараоном, изгнал Моисея с египетской земли. Противоречия и душевные терзания не давали ему, еврею по происхождению, решиться на исполнение своей миссии. Он скитался девять лет, стал примерным мужем и заботливым отцом, но так и не смог уйти от своей судьбы. Моисей возвращается в Египет и предъявляет названому брату ультиматум, но тот не соглашается на мирное освобождение еврейского народа из вечного рабства. Чтобы увести свой народ на Землю обетованную, Моисею придется доверится Богу. Десять казней египетских, посланных Богом, обрушатся на Египет неисчислимыми страданиями. И только смерть сына заставит Рамзеса отпустить еврейский народ. Но на этом испытания их предводителя не кончатся: обезумевший от горя фараон, опамятовавшись, попытается догнать людей Моисея, отправив за ними свое войско. На берегу Красного моря, которое следовало преодолеть, пророк испытает настоящее отчаяние, думая, что ведет людей на верную смерть. Но расступившиеся на время воды позволят евреям пройти по дну моря «аки посуху», а затем, сомкнувшись вновь, эти же воды погубят их преследователей. На протяжении всего фильма Моисею часто является мальчик-как воплощение Божьей силы, сопровождающей своего избранника на его тернистом пути…
Моисей («спасенный из воды») в Пятикнижии-еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме. Согласно Книге Исход, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила ее по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребенка. Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал еврея, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.
После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую Моисей умер на горе Нево, которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную. Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI-XII веками до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства. Согласно Библии, значение имени Моисей связано с его спасением из вод Нила («вытащенный из воды»). Это имя Моисею дала дочь фараона. Однако это имя также имеет значение «вытаскивающий». Здесь игра слов может также быть намеком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасенный» и египетского слова «мои», означающего воду. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy, означающего «сын» или «рождать». Основной источник сведений о Моисее-библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта. Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия. Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа», бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов. Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Поняв, что перед ней один «из еврейских детей», она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам или Мариам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Дочь фараона назвала ребенка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его». В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери. В книге Исход говорится, что он вырос у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына». Вскармливала Моисея его же мать, нанятая дочерью фараона. И был Моисей как сын дочери фараона. Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян». Моисей вырос как приемный сын в семье фараона. Однажды Моисей вышел из царских покоев к простолюдинам. Он был глубоко огорчен рабским положением родного народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил воина и закопал в песке, а бывший обиженный назавтра рассказал всем евреям об этом случае. Затем Моисей пытался помирить ссорящихся между собой двух евреев. Но еврей, обижавший другого еврея, сказал Моисею: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?». Вскоре об этом узнал фараон, и Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую, опасаясь за свою жизнь. Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую, остановился у священника Иофора (Рагуила). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама и Елиезера. После Исхода евреев из Египта Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены). В книге Числа упоминается, что сестра Мириам и брат Аарон упрекали Моисея за то, что его жена-эфиопка. По мнениям библеистов, это могла быть не Сепфора, а еще одна жена, которую он взял после Исхода евреев из Египта, хотя традиционное воззрение, принятое в иудаизме утверждает, что речь здесь идет о Сепфоре. Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему свое Имя-Яхве, к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил свой жезл в змея, а змея-снова в жезл. Затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег. По новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и рука была здорова. Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами», так как Моисей ссылался на свое косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причем сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв. Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию песьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им выйти из Египта и совершить служение Господу. После этого евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.
Бог показывал беглецам путь: он шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь. Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в нее указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме Моисей по повелению Бога извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу. В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения. Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключенный завет: сделал золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошел, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе-Бог дал ему указание взять жезл и сказать скале, чтобы она дала воду, но вместо этого он ударил в нее два раза своим жезлом. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания. Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим: «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана». Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина. Жил Моисей 120 лет. Из которых сорок лет провел в странствиях по Синайской пустыне. О Моисее упоминали греческие и латинские авторы. По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV-III века до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокаженных и больных другими болезнями. Прокаженные избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми». По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Его сведения Иосиф Флавий также называет лживыми. Тацит называет Моисея законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царем иудеев. Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Моисей-главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу». Также о нем говорится: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем-он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит». Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (Тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал по повелению Бога Десять заповедей своей рукой. В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах. А также то, что Моисей-это кругооборот души Авеля. Обычно иудеи упоминают Моисея как «Моше Рабейну», то есть «наш учитель». Моисей-великий пророк Израиля, по преданию, автор Пятикнижия, входящего в состав Ветхого Завета. На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей. В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру ветхозаветный закон, так через Христа, прежде всего в Нагорной проповеди-новозаветные заповеди. В синоптических Евангелиях упоминается, что во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия. В книге «Лествица» упоминается, что Моисей в телесном виде явился ее автору, преподобному Иоанну Лествичнику, и его гостям. Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса. Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 4 сентября. Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка. В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса. Он-один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила.
Муса-пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба (Иаков). Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу (Иофор), который в это время владел Мадьяном. Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля-предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания высказаны в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем, имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков. Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет написан иудейскими жрецами около IV-II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными. Исследователи Библии обращают внимание на ряд параллелей между эпизодами предания об исходе и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока. Такие параллели могут указывать на общие традиции или заимствования. Так история о спасении Моисея в тростниковой корзине частично совпадает с более древней легендой о происхождении царя Саргона. Свод законов завета по содержанию имеет заметное сходство со «Сводом законов Хаммурапи». История о бегстве Моисея к мадианитянам после убийства египтянина, по мнению некоторых ученых, имеет параллели с египетским «Сказанием о Синухе». Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец, Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы. Библеисты также отмечают, что в текстах об Исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря»), Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода, или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.
Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошел исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI-XII веков до н. э. Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона. Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер: «спустя долгое время, умер царь Египетский». Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов. На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу-Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшем обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций, пока мумию не обнаружили. Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьезный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под ее эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э. На сегодняшний день «догадка» Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа.
Исход («выход из Египта»)-библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай (Хорив), заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Изложено в Пятикнижии (главным образом в Книге Исход). Среди ученых и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания. Предание об исходе является фундаментом иудаизма. Исход упоминается иудеями в ежедневных молитвах и отмечается ежегодно в празднике Песах. В христианстве предание оказало влияние на теологию некоторых движений. Ранние протестанты обратились к преданию об исходе, убегая от преследований их католиками и др. в Европе. Аболиционисты и участники движения за гражданские права в США ссылались на исход как прообраз освобождения темнокожих из рабства и прекращения дискриминации по расовому признаку. Католические богословы, разрабатывавшие теологию освобождения, апеллировали к исходу, обличая политическое притеснение и призывая к правосудию в Южной и Центральной Америке. Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля-прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией. Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 430 лет. С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей. Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла жена фараона и взяла в свой дом. Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды, когда Моисей пас овец у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам. В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца. Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600 000 мужчин и членов их семей покинули Египет. Тем временем фараон изменил свое решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря («Море камышей»). По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключен завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником. В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин, кроме колена Левия. От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все кто на этот момент был старше 20 лет. Сорок лет спустя после исхода из Египта израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина. Дискуссии об историчности Исхода имеют длинную историю. С момента становления научной историографии и археологии предпринимались многочисленные попытки обнаружить свидетельства событий исхода, а также реконструировать путь израильтян от Египта до Ханаана. Библеисты и ученые XIX века в целом были склонны рассматривать предание об исходе как главным образом точное изложение фактических событий. На сегодняшний день это воззрение разделяют буквалистски настроенные богословы. Оценки историчности, сделанные как светскими, так и религиозными библеистами и учеными более чем за столетие исследований, различаются значительно. Уилльям Олбрайт и последователи его школы «Библейской археологии» утверждали, что основные события исхода соответствуют историческим событиям, хотя дошли до нас в поэтизированной народной памятью форме. Другие историки считают, что предание об исходе имеет в своей основе исторические события значительно меньшего масштаба, воспоминания о которых были превращены в эпос поколениями устной традиции. Еще одна точка зрения связывает появление предания об исходе с мифологизацией в народной памяти взаимоотношений между Египтом и Ханааном в бронзовом веке. При этом предполагается, что основоположниками израильского племенного союза были ханаанеи, а не переселенцы из Египта. Однако существует общее согласие, что историчность Исхода археологическими данными не подтверждается. Последователи «библейского ревизионизма» Нильс Лемх, Томас Томпсон, Филипп Дэвис и Кит Уатлам считают, что предание об Исходе было составлено израильскими священниками в 5-4 веках до н. э. и, таким образом, является полностью вымышленным. Наконец, часть исследователей полагает, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, так как повествование об исходе имеет богословское и символическое значение, а не историческое. Было отмечено, что археологические данные не подтверждают появление в Ханаане новой этнической группы, завоевание Ханаана этой группой и расселение израильтян, как описано в Книге Иисуса Навина. Существует мнение, что археологические данные не только не подтверждают библейскую традицию о чужеродности евреев в Ханаане, но прямо указывают на местное, автохтонное, коренное происхождение израильтян в Ханаане, то есть евреи и были коренными жителями Ханаана, и имели ханаанское происхождение. В течение столетий библейский текст тщательно анализировался с целью определить исторический контекст предания об исходе. Однако все попытки исторической реконструкции остаются неокончательными и часто несовместимы во множестве деталей. На сегодняшний день в предании об исходе не удалось обнаружить сведений, которые позволили бы отнести события исхода к какому-либо определенному периоду истории древнего Ближнего Востока. Предложенные оценки предполагаемой даты исхода находятся в диапазоне между примерно 2100 и 1050 годами до н. э. При этом большинство библеистов поддерживают поздние даты. Наиболее древняя из предложенных дат относит исход к концу третьего тысячелетия до н. э., около 2100 года до н. э. Эта гипотеза основана на отождествлении горы Хар-Карком с библейской горой Синай. Эммануэль Анати и его коллеги установили, что Хар-Карком на протяжении столетий служила культовым центром. На плато горы был выстроен небольшой храм. Однако область Хар-Карком была покинута в конце третьего тысячелетия до н. э., и культовая практика прекратилась. Таким образом, Анати заключил, что исход должен был состояться до упадка Хар-Карком как религиозного центра. Данная датировка по ряду причин не была принята другими археологами и историками. Она порождает археологический промежуток около 1000 лет между датой исхода и самыми ранними данными об Израиле. Кроме того, появление в Ханаане новой этнической группы в конце третьего тысячелетия до н. э. не выявлено археологами. Наконец, ни предание об исходе, ни последующая священная история Ветхого завета не содержат сведений об истории Ханаана между 2100 годом до н. э. и упадком бронзового века. Античный историк Иосиф Флавий, полагаясь на не дошедший до нас труд египетского историка Манефона, отождествил израильтян с гиксосами, а исход с изгнанием гиксосов из Египта. Гиксосы-название, данное египтянами азиатским поселенцам, которые в течение второго переходного периода египетской истории создали свое государство в дельте Нила. Гиксосы были изгнаны из Египта в результате военных кампаний фараонов XVII и XVIII династий. В начале XX века английский египтолог Генри Холл возродил гипотезу в пересмотренной форме. Холл и его последователи полагали, что израильтяне могли прибыть в Египет в период существования гиксосcкого государства. Гиксосы не возражали против поселенцев из Азии, так как сами были азиатами. Этим объясняется, по версии Холла, доброжелательное отношение фараона к израильтянам и карьера Иосифа при его дворе. Угнетение израильтян объяснялось тем, что они остались в Египте после изгнания гиксосов (вопреки мнению Иосифа Флавия), и новые фараоны ненавидели азиатских переселенцев: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Гиксоская гипотеза была оставлена историками. Предположение об исходе израильтян через некоторое время после изгнания гиксосов порождает временной промежуток около 300 лет и не соответствует контексту предания. После изгнания гиксосов и до упадка бронзового века Ханаан контролировался Египтом, однако, согласно Пятикнижию и Книге Иисуса Навина, Ханаан контролировался местными царями. Доброжелательное отношение гиксосов к переселенцам из Азии также поставлено под сомнение. Предпринимались попытки высчитать точную дату исхода, основываясь на тексте Библии. Третья книга царств сообщает, что строительство храма Соломона в Иерусалиме началось на четвертом году его правления и спустя 480 лет после исхода из Египта. Таким образом, 1446 год до н. э. является годом исхода. Данной датировки придерживаются буквалистски настроенные богословы. Указанная дата была подвергнута сомнению на заре исследований истории Палестины. Число 480 часто рассматривают как символическое. Уилльям Олбрайт одним из первых подчеркивал, что число 40 часто используется в Пятикнижии и имеет символическое значение. Срок 480 лет, таким образом, может быть результатом умножения символического числа 40 на число израильских племен-12. Кроме того, подсчет хронологии на основе Книги судей дает другой промежуток времени между исходом и строительством храма-более 550 лет. Против текстологической даты говорят археологические данные, которые датирует появление Израиля в Ханаане более поздним временем. Также существенно, что в середине XV века до н. э., на которую падает текстологическая дата, Египет переживал период расцвета и контролировал Ханаан. Но эти обстоятельства не соответствуют контексту предания: период катастроф в Египте и отсутствие египетского контроля в Ханаане. Большое распространение получила датировка основоположника Библейской археологии Уилльяма Олбрайта. Основываясь на археологии и истории Палестины и Египта, в особенности на появлении в Ханаане новых типов керамики и постройки домов, Олбрайт отнес исход к второй половине XIII века до н. э, ориентировочно между 1250 и 1200 годами. Археологическое обоснование для датировки, данное Олбрайтом, устарело, однако многие исследователи рассматривают ее как наиболее правдоподобную. Кроме того, египетский памятник конца XIII века до н. э. Стела Мернептаха указывает, что Израиль уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Гипотеза Олбрайта многократно ставилась под сомнение. Было отмечено, что археологические данные не подтверждают появление в Ханаане новой этнической группы, завоевание Ханаана этой группой и расселение израильтян, как описано в Книге Иисуса Навина. Наиболее поздняя датировка относит события исхода к периоду упадка бронзового века и началу железного, между 1250 и 1050 годами до н. э. По мнению ее сторонников, она лучше всего соответствует историческому контексту и контексту предания об исходе. Египет пришел в состояние упадка и постепенно утратил контроль над Ханааном. Слабость египетской администрации и границ облегчили бы возможность бегства рабам из Азии. С другой стороны, Ханаан погружался в хаос, что облегчило бы возможность переселения на его территорию беженцев из Египта.
Однако, как следует из стелы Мернептаха, Израиль уже существовал в Ханаане в этот период. Поэтому сторонники поздней датировки предполагают, что гипотетические беженцы из Египта присоединились к формирующемуся племенному союзу. Поскольку датировки исхода значительно разнятся, выдвигались различные предположения о том, во время правления какого фараона произошел исход. Библия не называет упоминаемого фараона по имени, несмотря на то, что она часто уделяет именам много внимания. Так, книга Исход называет имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона. Одна из интерпретаций этого обстоятельства видит причину в том, что ко времени записи сказания имя фараона (исторического или мифического) было забыто. Другая интерпретация считает безымянность египетского правителя намеренным умолчанием с целью уничижения фараона-угнетателя. Однако фараон, возвеличивший Иосифа и позволивший израильтянам поселиться в Египте, также не назван по имени.
Согласно Книге исход, после бегства Моисея из Египта фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский»). Таким образом, не менее двух фараонов фигурируют в предании об исходе. На Яхмоса I указывали сторонники «гиксосской» гипотезы, поскольку он успешно воевал с гиксосами и захватил столицу гиксосов-Аварис. На время правления Тутмоса III приходится текстологическая дата. В Рамсесе II, ведшем обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для дискуссий. Однако позднее мумия была обнаружена. Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьезный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под ее эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э. На сегодняшний день догадка Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа. Были предприняты попытки, основываясь на анализе текста, определить время появления предания об исходе в письменной форме. С учетом предложенных дат исхода историки и библеисты указывают на ряд анахронизмов, которые позволяют отнести запись предания к VIII-VI векам до н. э., время существования двух израильских государств. Библия упоминает верблюдов среди скота фараона, а также в рассказе о продаже в рабство Иосифа его братьями. Однако одомашнивание верблюдов произошло в железном веке, приблизительно между XI и X веками до н. э. и использовались широко в этом качестве на Ближнем Востоке только после 1000 года до н. э. Первыми одомашнили верблюдов арамеи. В истории об Иосифе упоминается верблюжий караван, везущий «стираксу, бальзам и ладан», которые были основными продуктами аравийской торговли, процветавшей в 8-7 вв. до н. э. Согласно Библии, царь Эдома отказался пропустить израильтян через свою землю. По археологическим данным, территория Эдома в бронзовом веке была скудно населена кочевыми племенами, а эдомское государство впервые появилось в VII веке до н. э. Пятикнижие упоминает, что израильтяне победили пять царей мадианитян и разграбили их города. Аналогично Эдому, урбанизация земли Мадиам не известна до VII века до н. э. Предание об исходе гласит, что израильтяне столкнулись с ханаанеями на севере пустыни Негев. Однако упоминаемые селения, такие как Арад, не были заселены с ранней бронзы до VIII века до н. э. В библейской Книге Иисуса Навина говорится о городах, которые были захвачены и уничтожены евреями. Время предполагаемого завоевания Ханаана израильтянами во главе с Иисусом Навином-конец бронзового века (XIII в. до н. э. по наиболее распространенной оценке) проблематично сопоставить со временем разрушения городов Ханаана, поскольку последнее археологически датируются в широком промежутке от XV до середины XII вв. до н. э.). Археологические исследования также показывают, что в конце бронзового века на месте многих из упоминаемых в Библии городов еще не было поселений, либо же к этому времени они уже давно лежали в руинах. Особенно показательна история с городами Иерихон и Ай. Иерихон, как рассказывает Библия, был первым городом Ханаана, захваченным евреями. Но раскопки показали, что в конце бронзового века на месте Иерихона не было никакого укрепленного поселения, даже деревни. Город Ай, согласно библейскому повествованию, был захвачен вторым. Но раскопки на месте города, предположительно идентифицируемого с Аем, показали, что он был полностью разрушен около 2250 года до нашей эры, и лежал в руинах около тысячи лет, вплоть до возникновения на этом месте еврейской деревни около 1200 года до нашей эры. Место, отождествляемое с оазисом Кадеш Барнеа, в котором евреи, согласно Торе, жили до завоевания Ханаана, было заселено только в X веке до нашей эры. Библия говорит, что города Ханаана были укрепленными и «высокими до небес». Но Ханаан в конце бронзового века был провинцией Египта, находился под его полным контролем. Египтяне намеренно не допускали наличия укрепленных городов, и не было стен, которые можно было разрушить, как это описано в истории с Иерихоном. Отсутствие стен во всех городах Ханаана конца бронзового века подтверждается археологическими данными. Кроме того, в полностью контролируемом египтянами Ханаане по всей стране стояли гарнизоны египтян, и кочевники евреи, просто не смогли бы завоевать страну, в которой везде стояли египетские войска. Но Библия не упоминает о присутствии египтян в Ханаане в конце бронзового века. Гесем-территория, где в восточной дельте поселились израильтяне-не египетское название, а семитское. Начиная с седьмого века до н. э. арабы-кедариты расширили границы оседлых земель Леванта, а в шестом веке они достигли дельты. Позже, в пятом веке, они стали доминирующим фактором в дельте. По словам Редфорда, название Гесем происходит от Гешем-династического имени царской семьи кедаритов.
Также опасение египтян вторжения с востока, до нападения Ассирии в седьмом веке, Египет никогда бы не подвергся вторжению с этой стороны. И в рассказе об Исходе фараон опасается, что уходящие израильтяне будут сотрудничать с врагом. Эти драматические штрихи будут иметь смысл только после великого века египетского могущества времен династии Рамсеса, на фоне вторжения в значительно ослабленный Египет ассирийцев, вавилонян, персов в седьмом и шестом веках до н. э. Согласно египтологу Дональду Редфорду, топонимические детали в книге Исход отражают исторический контекст Египта не ранее VII века до н. э. Редфорд утверждал, что кто бы ни был автором книги Исход, он не имел доступа к египетским источникам старше VII века до н. э. По Библии, в Египте израильтяне жили в земле «Гесем». Египтяне принудили потомков Иакова построить города для запасов, Пифом и Раамсес. Земля Гесем идентифицирована как двадцатый ном Египта, в восточной дельте Нила. Библейский Раамсес соответствует Пер-Рамсесу-новой столице Египта возле Авариса-бывшей столицы гиксосов. В период Нового царства город имел незначительное население. Но в XIII столетии до н. э. Рамсес II построил здесь резиденцию (не город для запасов), которая сохранила свой статус до последних фараонов XX династии. Никакие артефакты, связанные с израильтянами не были найдены. Однако возможность обнаружить следы поселения рабов минимальна. Для Пифома предложено два участка: Тель-ель-Масхута и Тель-эль-Ретаба. Оба поселения расположены недалеко друг от друга. Участок Тель-ель-Масхута не населялся с XVII по VII века до н. э. Тель-эль-Ретаба в период Нового царства был заброшен и был заново населен в XII столетии до н. э. Высказывалось предположение, что названия Пифом и Раамсес были добавлены в текст Библии позднейшими редакторами. В Септуагинте-древнейшем переводе Ветхого завета на древнегреческий язык-к ним также добавлен Гелиополь. В предании об исходе говорится, что израильтяне спаслись от преследовавшей их египетской армии, пройдя по дну расступившегося моря («воды же были им стеною по правую и по левую сторону»), в то время как армия фараона утонула («вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова…не осталось ни одного из них»). Традиционно упомянутый водоем ассоциировали с Красным морем-наибольшей водной преградой на пути из дельты Нила к Синайскому полуострову. Эта ассоциация основана на Септуагинте. В еврейском тексте этот водоем называют либо «морем камышей», либо просто «морем. Красное море, по западному побережью которого не растет камыш, таким образом, вряд ли соответствует древнееврейскому названию. Кроме того, еврейское слово «ям», обычно переводимое как море, используется в Библии также применительно к другим более мелким водоемам, например, озерам. Для идентификации «моря камышей» предложено множество водоемов, современных и исчезнувших. Однако все варианты остаются гипотетическими, поскольку библейский текст не содержит географических сведений, которые позволили бы идентификацию. В синодальном переводе Библии используется название «Чермное море». Гора, у которой был заключен завет между Богом и избранным народом, широко известна как гора Синай. Но в Библии она имеет также другие названия: «Хорив» и «гора Бога». Определение расположения «горы Бога» столкнулось с существенными трудностями.
Отождествление горы Моисея (араб. Джабал-Муса), расположенной на юге Синайского полуострова, с горой Синай принадлежит христианским монахам IV века. Однако существуют отрывочные свидетельства, что Джабал-Муса, возможно, была почитаема в начале нашей эры. Христианские монахи также считали горой Синай гору Сербаль, которая находится в 25 километрах к востоку от Джабал-Муса, но эта традиция угасла. В современную эпоху высказывались предположения, что Джабал-Муса занимает слишком южное положение, которое не согласуется с предполагаемым маршрутом исхода. В связи с этим с горой Синай пытались отождествить три другие вершины Синайского полуострова, расположенные севернее: Sin Bishar, Helal, Hashem el-Tarif. Согласно книге Исход, Моисей получил от Бога повеление освободить израильтян, находясь в земле Мадианитян (в этом фрагменте гора названа Хорив). Это предполагает, что гора Синай (Хорив) находилась не на Синайском, а на Аравийском полуострове. В качестве возможной горы Синай в этом регионе предложена Jebel al-Madhbah, то есть «гора алтаря». Те, кто видят в Синае вулкан, отождествляют ее с другими горами на Аравийском полуострове, включая Jabal al-Nour и Алаль Бадр. По другой версии, Синай и Хорив не разные названия одной горы, а различные горы, которые фигурировали изначально в независимых преданиях, позднее объединенных в Библии. Относительно пути из Кадес-Варни к плато Моав в Библии имеются две различные версии. Согласно одной, израильтяне, прибыв в Кадес-Варни через Ецион-Гавер, повернули на восток к Пунону в Едоме. Пройдя затем через плато Моав, они достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона». Согласно другой версии, израильтяне, пройдя от Кадес-Варни к Едому, просили у местного царя разрешения пересечь его земли. Получив отказ, они миновали Эдом и Моав и достигли восточной границы Моава. Там они нанесли поражение царю аморреев Сихону и царю Башана Огу и только после этого «остановились в степях Моава, при Иордане, против Иерихона». С XIX века предпринимаются попытки объяснить явлениями природы эпизоды предания об исходе, описанные как чудеса. Было высказано множество догадок, периодически взаимоисключающих или противоречащих друг другу. Никаких исторических сведений, подтверждающих, что любое предложенное явление стало прообразом для предания не существует, и, таким образом, все версии остаются спекулятивными. Упоминание горящего, но не сгорающего тернового куста, пытались объяснить возгоранием эфирных масел, которые выделяет Ясенец белый. Высказано предположение, что Моисей мог находиться под воздействием психоактивных веществ, которые выделяют местные растения.
Манну объясняли сладким, липким веществом, появляющемся на кустарниках тамариска. Это вещество-секреты насекомых, появление которых имеет сезонную зависимость. Появление перепелов связывали с мигрирующими из Европы птицами, которые пролетают через Синайский полуостров.
Существование облачного столпа, которые указывал израильтянам дорогу, пытались объяснить облаком вулканического пепла от сильного извержения.
Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа. Который шел перед вами путем-искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке. Также в описании теофании видели память о вулканическом извержении.
Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась, и звук трубный становился сильнее и сильнее. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай. И покрывало ее облако шесть дней. Вид же славы Господней на вершине горы был…как огонь поядающий. Однако Египет и Синай не являются вулканическими зонами.
Были высказаны предположения о том, что в предании об исходе нашли отражения воспоминания об извержении Санторин. Это извержение уничтожило минойскую цивилизацию Крита и вызвало гигантское цунами высотой до 100 м. По мощности извержение имело 7 баллов, что сопоставимо с извержением Тамбора и в 3 раза сильнее извержения Кракатау. Облако пепла простиралось на юго-восток в сторону Египта на 200-1000 км, и предположительно могло «затмить Солнце». С присутствием облака вулканического пепла связывают одну из десяти казней-наступление тьмы.
Объяснение эпизодов предания об исходе извержением Санторин были высказаны, когда извержение датировалось серединой XV века до н. э., что хорошо согласовалось с текстологической датой. Однако позднее датировка была пересмотрена. По современной хронометрии извержение Санторин произошло 1675 года до н. э. Другой вулкан, рассматриваемый учеными-Алаль Бадр, на территории современной Саудовской Аравии-ближайшей к Египту вулканической зоне. Этот вулкан связывают с горой Синай по ряду причин. Наиболее мощный-его извержение могло быть видно издалека. На Аравийском полуострове жил народ, исповедовавший веру в Йеве (Яхве). «Неопалимая купина» по экспериментам ученых может являться кустом акации аравийской, растущей на склонах вулканических кратеров. Эксперимент показал, что в пламени газовой горелки при температуре выше 1000 градусов горение ветвей куста невидимо. Куст медленно обугливается, «горит, но не сгорает», как описано в Библии. Куст мог расти возле невидимого источника горючих вулканических газов, и неожиданно вспыхнуть, произведя впечатление на пророка Моисея. В Библии говорится о 11 днях пути от Кадес-Варни (место на востоке Синайского п-ова) до Хорива (горы Синай), что примерно равно 660 км-расстоянию до Алаль Бадр. Сотрудники Национального центра атмосферных исследований США и Колорадского университета в Боулдере Карл Дрюс и Вейкинг Хан подтвердили на компьютерном моделировании, что ураганный ветер мог временно разделить на две части озеро Манзала, где предположительно могли происходить события Исхода. Ученые проверяли древние версии о локализации события на озерах дельты Нила, учитывая, что буквальный перевод гидронима «Чермном море»-«море камышей», а также принимая во внимание тот факт, что на Красном море камыш не произрастает. Анализ археологических данных, снимков, сделанных спутником, и географических карт позволил Дрюсу и его коллегам с большой точностью вычислить, какой была глубина этого водоема 3000 лет назад. Восточный ветер, в течение 12 часов дующий со скоростью 100 км/ч, вероятно, мог отогнать одну часть озера к западному берегу, отодвинув другую часть вод на юг, к Нилу. Такое разделение вод позволило бы перейти озеро по широкому «проходу» (3-4 км в длину и 5 км в ширину) с илистыми берегами, образовавшимися на его дне. «Проход» мог продержаться около 4 часов, затем воды сомкнулись снова. Другая группа ученых, при участии океанографа Дорон Нофа в лаборатории смоделировала и показала в эксперименте на местности, что «расхождение вод» могло случиться из-за ураганного ветра (в эксперименте-160 км/ч) на месте современного пляжа на севере Красного моря, где в эпоху Моисея уровень воды был на 180 метров выше. Однако передвижение каравана и армии с колесницами при скорости ветра 100-160 км/ч (ураган 1-й категории) сомнительно.
Объяснения природного характера также предлагались для десяти казней египетских. Шесть бедствий хорошо известны на Ближнем Востоке: нашествие лягушек, нашествие кровососущих насекомых, нашествие мух, мор скота, язвенные болезни кожи, нашествие саранчи. Другие казни не имеют явных природных аналогов. Превращение воды в кровь объясняли покраснением вод Нила из-за красноватых частиц почвы, которые приносит река в летние месяцы. Альтернативно-размножением простейших организмов. Однако Библия говорит именно о превращении воды в кровь, а не о покраснении. Кроме того, говорится, что вся вода, включая запасенную, а не только вода Нила стала кровью. Также событие описано как катастрофическое, а не регулярное. Наступление тьмы в Египте объясняли пылевыми бурями, которые закрывали Солнце. Альтернативно-облаками вулканического пепла. Известны также попытки объединить некоторые бедствия в связанную последовательность. По такой версии, заражение вод Нила приводит к нашествию лягушек и масштабному размножению насекомых, которые вызывают болезни кожи и мор скота. Затем возникают песчаные бури, которые создают тьму. При бюджете в 140 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 270 миллионов.