Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ФАУСТ»
(Faust)

Франция-Германия-Италия-США-Япония-Россия-Великобритания, 2012, 133 мин.
Режиссер и сценарист Александр Сокуров по Гете, сценаристы Юрий Арабов и Марина Коренева
В ролях Иоганн Зейлер, Антон Адасинский, Ханна Шигулла, Изольда Дичок, Георг Фридрих, Максим Мехмет

Фильм снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст». Повествование в основном строится на любовной линии Фауст-Маргарита. В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноименного произведения Гете. События разворачиваются в трудно идентифицируемом времени и пространстве. По ряду деталей (включая костюмы)-в эпоху написания гетевского «Фауста» (начало XIX века), но средневековые аллюзии слишком прозрачны, чтобы безусловно поверить такой хронологической привязке. Вневременный характер повествования подчеркнут в начальных кадрах, содержащих явную изобразительную отсылку к эпической картине Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра с Дарием»: зрителю предлагается динамическая экспозиция полуфантастического пейзажа с горами, городом и морем с высоты птичьего полета. Доктор Фауст, живя в эпоху зачинающегося прогресса, завершающего гуманистическую традицию существования человека, уже не удовлетворен теми ответами существования, которые предлагает ему церковь, как интеллектуал своего времени он живет с мыслью, что на все можно найти ответы, если хорошенько покопаться в окружающем мире, живет с мыслью что если душа есть, ее можно пощупать. С этого и начинается действие фильма: доктор судорожно копается в человеческих останках в поисках души. Но ее органа в теле нет. Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия. Несмотря на поразительные знания и общественное признание ему нечего есть. И ему нужны лишь средства-попросту деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали быть целью. Все это он в какой-то мере найдет у ростовщика: лукавого и комичного героя, ростовщик и есть Мефистофель, и, кажется, это даже общеизвестный в городе факт. Все знают, что если ростовщик разденется догола, то у него «спереди ничего нет». Даже адской силе в этом мире деньги даются с большим трудом, но чудо дьявол все-таки совершает: в погребе Ауренбаха он проткнет кирпичную кладку вилкой, похожей на рогатину, так, что из щели польется вино. Там пьянствуют вернувшиеся после войны солдаты (которые наполнили город и побираются на каждом углу). Они напиваются, и происходит пьяная драка, Фауст случайно убивает в ней человека, который окажется братом прекрасной девушки-Маргариты, знакомство с Маргаритой началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое понравилось. Фауст не требует прекрасного, ради которого он скажет «Остановись, мгновенье», эта фраза не прозвучит здесь. Проблемы мироздания и вселенной его интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу, устранив ее пуританку-мать. Вскоре этой крикливой старухе становится известно, что это доктор Фауст убил брата Маргариты, и переспать с девочкой теперь будет сложнее, несмотря на деньги, добытые дьяволом с большим трудом. Тогда ростовщик, до того помогавший даром, и вынимает написанный от руки договор с ошибками, по которому Фауст и «продаст свою душу» за ночь с Маргаритой. Ростовщик для этого отравит ее мать и всех свидетелей. Фауст переспит с девушкой. Наутро в доме обесчещенной Маргариты будут десятки адских исчадий, мертвецов и черных кошек, Фауст оставит ее (и труп ее матери) там и покинет спящую. Ростовщик и Фауст пустятся в бега после такой череды злодеяний, они прикинутся солдатами, по пути еще встретят и убегут от привидения брата Маргариты (благодарного за свою смерть). Но совесть Фауста не позволит ему общаться с дьяволом, на которого проще всего переложить вину за похоть и кровь, и на фантастическом леднике Фауст забьет своего адского друга камнями. «Кто же тебя кормить будет?»-скажет смеющийся ростовщик уже под булыжниками. В последние секунды картины уже с неба звучит голос Маргариты: «И куда же ты теперь идешь?». Присутствует в картине и друг Фауста-Вагнер: любящий хозяина как пес, надоевший своей любовью и ревностью, но на самом деле завистливый творец в тени другого творца: гениальное творение Вагнера-Гомункулюс-хорошенький уродец, выращенный в колбе. Эта колба случайно разобьется…