Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Fifth Element

«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
(The Fifth Element)

Франция-США, 1997, 127 мин., «Gaumont/Columbia»
Режиссер и сценарист Люк Бессон, композитор Эрик Серра
В ролях Брюс Уиллис, Гари Олдмен, Йан Холм, Милла Йовович, Люк Перри, Крис Таккер

Каждые пять тысяч лет открывается дверь между измерениями. В одном измерении находится Вселенная и все многообразие форм жизни. В другом есть элемент, состоящий не из земли, воздуха, огня или воды, а из анти-энергии, анти-жизни. Этот элемент-тьма, терпеливо ждет в глубинах Вселенной возможности уничтожить всю жизнь и весь свет. Каждые пять тысяч лет силы зла устремляются к Земле, чтобы установить свое господство. Но у человечества есть шанс-добрая сильная раса подарила людям сверхоружие. Чтобы оно заработало нужно собрать пять элементов вместе. Собрать вместе четыре элемента достаточно просто, это вода, воздух, земля и огонь. Но пятый элемент-это сверхчеловек, который, несмотря на все свои сверхъестественные способности, все же очень беззащитен. 2263 год. Нью-йоркский таксист Корбен Даллас, бывший космический пилот, оказывается в самой гуще событий. Перед ним стоит непростая задача-нужно спасти человечество. Корбен приходит на помощь очаровательной девушке Лилу, которая и является сверхчеловеком, у которого количество хромосом больше, чем у простого человека (у него их 40) в несколько десятков тысяч раз. Начинается охота за четырьмя магическими камнями, которые являются другими четырьмя элементами. Лилу противостоит злодей с внешностью Адольфа Гитлера Жан-Батист Зорг…
После того, как были исследованы внутренности Земли и океана, не удивительно, что Люк Бессон отправляется в космос. Основные линии этой футуристической истории были рождены в его сознании еще 20 лет назад, когда Бессон был лицеистом. Название картины берет свое начало из традиционных элементов греческой алхимии-земли, воздуха, огня и воды. Четыре элемента, собранные вместе создают пятый-жизнь. В картине Бессон ставит вопрос: «Что если в другом измерении существует противоположная форма жизни-созданная не из жизненной энергии, а из темной, отвратительной сущности всего того, что зло? Энергия жизни, и эта другая, злая жизненная форма противоположны друг другу-как огонь и лед и чем больше этой жизненной энергии мы создаем, тем больше это беспокоит и сердит другую форму жизни». Снятый в студиях «Pinwood» в Англии, этот фильм рассказывает о злоключениях шофера такси будущего, который должен спасти человечество в мире странном и разноцветном, где вся надежда выжить невозможна без открытия пятого элемента. Этот фильм знаменует апофеоз карьеры-где режиссеру удалось донести свой мир публике в тесном единении с собой-потому что у него пересекаются все амбиции, как артистические, так и профессиональные. Люк Бессон обладал всеми средствами, чтобы осуществить свою мечту: он может пойти очень далеко в своем воображении. С «Никитой» (1990) и «Леоном» (1994) ему уже удалось покорить Америку, но на этот раз ставка изменила уровень. С бюджетом в 90 миллионов долларов, Брюсом Уиллисом в главной роли и одновременным выходом с самыми крупными блокбастерами, Люк Бессон надеялся осуществить то, что еще не удавалось ни одному французу: проникнуть в Голливуд, оставшись на краю системы. Фильм финансировала компания «Gaumont», а «Columbia» занималась только дистрибьюторством. Девять лет спустя после умеренного приема «Голубой бездны» (1987) на Каннском фестивале, Люк Бессон вернулся с твердым намерением заставить нас поверить в завтрашний мир. В результате получился напичканный потрясающей техникой, изощренными механизмами, дорогостоящим оборудованием, впечатляющими декорациями, шикарными костюмами, феноменальными спецэффектами, а также искрометным юмором зрелищный коммерческий фильм. Впервые теорию о четырёх элементах жизни описал древнегреческий философ Эмпедокл. Его миф был эволюционной ступенью в развитии всей цивилизации, ибо миф-это первейший язык науки, необходимая начальная стадия знания. Вселенная-единая и вечная, живая и совершенная сфера, состоящая из четырёх элементов жизни, различающихся строением молекул, но действующих как единое целое. Люк Бессон революционизировал теорию гармоничного существа, добавив к жизненно ценным его элементам нашу самую лучшую и самую неизлечимую болезнь. Пессимизм по поводу того, стоит ли вообще спасать Землю, которая сама себя убивает, перекрывает энергия надежды на силу любви, как единственно светлое, оставшееся в человеке, на то, что лишь она способна поглотить зло. Пригласив авангардного кутюрье Жан-Поля Готье, а также дизайнеров Мебиуса и Мезьеpа (французских художников комиксов, кандидатуру одного из котоpых-тогда еще иллюстpатоpа жуpнала «Heavy Metal» Мебиуса-деpжал в голове и Ридли Скотт), Люк Бессон оттолкнулся от известного пpавила Ридли Скотта-дизайн может быть сценаpием-и пpеподал уpок автоpства. Кстати, авторы уверены, что в 23 веке все так же будут существовать «Макдональдс» и «Кока-Кола». Фильм номинировался на «Оскар» за лучший монтаж звуковых эффектов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы Жана-Поля Готье, спецэффекты, актрису второго плана (Йовович) и как лучший фантастический фильм года. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты. Не избежал фильм номинаций на анти-приз «Razzie» за худшую новую звезду (Крис Таккер, также за роль в картине «Money talks», 1997) и худшую актрису второго плана (Йовович). Французы наградили картину призом своей киноакадемии «Сезар» за лучшую режиссуру, операторскую работу и художественное оформление, а номинировали за лучшие костюмы, монтаж, музыку, звук и как лучший фильм года. Оперную диву создал Джон Коппингер, который также работал над картинами «Возвращение джедая» (1983), где он сделал Джаббу Хутту, «Возвращение в Оз» (1985), «Маленький будда» (1993), «Затерянные в космосе» (1998), «Мумия» (1999), «Звездные войны. Призрачная угроза» (1999). Интересно, что герой и главный злодей так никогда в фильме не встречаются и даже не разговаривают. Спецэффекты созданы компанией «Digital Domain», основанной Джеймсом Камероном и Стэном Уинстоном. Она уже работала над картинами «Цвет ночи» (1994), «Аполлон-13» (1995), «Титаник» (1997), «Пик Данте» (1997), «Армагеддон» (1998), «Бойцовский клуб» (1999), «Красная планета» (2000), «Как Гринч украл Рождество» (2000), «Властелин колец. Братство кольца» (2001), «Машина времени» (2002). Визуальными эффектами занимался культовый мастер Марк Стэтсон («Звездный путь», 1979; «Бегущий по лезвию бритвы», 1983; «Ребята что надо», 1983; «2010», 1984; «Охотники за привидениями», 1984; «Космический лагерь», 1986; «Черная вдова», 1987; «Крепкий орешек», 1988; «Эдвард руки-ножницы», 1990; «Багси», 1991; «Бэтмен возвращается», 1992; «Игрушки», 1992; «Тень», 1994; «Сверхновая звезда», 2000; «Королева проклятых», 2002; «Король скорпионов», 2002). В мировом прокате картина собрала более 250 миллионов долларов и еще 30 миллионов заработала за право использования на территории США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа