Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Five Graves to Cairo

«ПЯТЬ ГРОБНИЦ ПО ПУТИ В КАИР»
(Five Graves to Cairo)

США, 1943, 96 мин., ч/б, «Paramount»
Режиссер и сценарист Билли Уайлдер, композитор Миклош Росса
В ролях Франчо Тон, Эрик Фон Строхейм, Энн Бакстер, Питер Ван Айк, Аким Тамирофф

1942 год. Египет. После одного из сражений с немецкой армией фельдмаршала Роммеля, капрал британских войск Джон Брамбл отстает от своего взвода и оказывается в пустыне. Он находит убежище в небольшом отеле, затерянном посредине бескрайних песков. Надо же было такому случиться, что именно этот отель облюбовал для своего жилья сам Роммель со своим штабом, в ожидании, пока не подойдут его войска. Владелец отеля Фарид соглашается не выдавать Джона немцам, несмотря на возражения своей работницы Муш, которая хочет любым способом остаться в живых до окончания войны. Джон выдает себя за недавно погибшего в бомбардировке официанта Пола, который также был секретным агентом немцев. Но когда Джон, благополучно переживший знакомство с Роммелем, готовится покинуть отель, он узнает о секретном плане немцев под кодовым названием «Пять гробниц». Джон понимает, что от его содержания зависит исход ближайшего сражения армии союзников с немцами, и решает остаться в отеле…
На мой взгляд, очень приличный фильм. Билли Уайлдер очень хотел, чтобы главную роль сыграл Кэри Грант, но он в это время снимался в другой картине. Это один из более, чем 700 фильмов студии «Paramount», снятых в период между 1929 и 1949 годами и проданных в 1958 году студии «Universal» для показа по телевидению. Всех немецких солдат играют настоящие немецкие актеры, лишь фельдмаршала Роммеля (1891-1944) играет австриец Эрик Фон Строхейм. Режиссер Камерон Кроу («Ванильное небо», 2001) описывал этот фильм, как предтечу саги про Индиану Джонса. Это первый из двух фильмов Билли Уайлдера о Второй мировой войне: позднее он снял картину «Лагерь для военнопленных 17» (1953). Оба фильма получили по три номинации на «Оскар». В обоих случаях картины уступили награду другим фильмам о Второй мировой войне: «Касабланка» (1942) и «Отныне и вовеки веков» (1953). Для съемок фильма было сшито 1200 комплектов военной формы, хотя в фильме нет масштабных батальных сцен (использовалась только документальная кинохроника). Это третья экранизация пьесы Лахоса Бири «Отель Империал» после одноименных фильмов 1927 и 1939 годов. Интересно, что Эрик Фон Строхейм очень пунктуально подошел к своей роли фельдмаршала Роммеля, выбив себе разрешение у продюсеров студии лично сформировать свой образ: грим, прическу, походку, военную форму, очки и другие аксессуары. Сроки съемок были превышены ровно на неделю. Сюжет фильма содержал события, которые произошли в реальности всего несколькими месяцами ранее! Первым выбором на роль Муш была Ингрид Бергман. Когда Эрик Фон Строхейм впервые появился на съемочной площадке, Билли Уайлдер поспешил в гримерную, чтобы поприветствовать его словами: «Это очень знаменательный момент в моей жизни…Я буду снимать великого Фон Строхейма. Мне кажется, ваша беда в том, что вы опередили свое время лет на десять». Фон Строхейм, не поворачивая головы, произнес: «На все двадцать!». Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу, монтаж и художественное оформление. При бюджете в 850 тысяч долларов картина только за право использования на территории США собрала 1, 2 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа