Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein  Frankenstein

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Frankenstein

«ФРАНКЕНШТЕЙН»
(Frankenstein)

США, 1931, 71 мин., ч/б, «Universal»
Режиссер Джеймс Уэйл по Мэри Шелли, композитор Бернард Каун
В ролях Колин Клайв, Джон Боулз, Маэ Кларк, Борис Карлофф, Фредерик Керр, Эдвард Ван Слоан

Перед заглавными титрами, перед театральным занавесом Эдвард Ван Слоан, играющий Ван Хельсинга в «Дракуле» и доктора Валдмана в «Франкенштейне», объявляет публике имя Карла Леммла, продюсера компании «Universal» и данного фильма и говорит, что картина напугать и даже шокировать…Генри Франкенштейн покинул университет, чтобы заниматься исследованиями в области гальваники и электробиологии. Из частей тел мертвецов, вырытых из могил или похищенных с виселицы, он надеется создать живое существо. Его горбатый помощник, взявшийся украсть из университета мозг здорового человека, разбивает емкость, в которой тот содержался и вместо него берет мозг преступника. Элизабет, невеста Франкенштейна, и Виктор Мориц, его поклонник, подталкиваемые бывшим преподавателем Франкенштейна доктором Валдманом, направляются в замок Генри, чтобы отговорить его от опасных опытов. Но Генри предлагает им помогать в его экспериментах. И вот все готово к оживлению. Бездыханное тело, собранное из частей, поднимается на платформе до вершины башни здания. Ударившая сквозь стеклянную крышу молния оживляет мертвеца. Эксперимент удается, но приводит к созданию монстра, наделенного невероятной силой, который боится света огня. Его приходится запереть в пещере. Монстр вешает помощника Франкенштейна, который мучает его. Потрясенный ужасным созданием, которому он дал жизнь, доктор Франкенштейн падает в обморок. Доктор Валдман остается один на один с монстром и привязывает его к операционному столу. Он хочет препарировать чудовище, но оно душит его самого. В деревне празднуется свадьба Генри и Элизабет. Тем временем убежавший монстр топит маленькую девчушку, которая хотела с ним поиграть. Отец несет труп дочери сквозь праздничную толпу. Монстр проникает в замок Франкенштейна и нападает на Элизабет. Франкенштейн понимает, что он должен уничтожить чудовище. Но монстр его избивает и несет к мельнице. Толпа с факелами преследует его и поджигает мельницу. Монстр кидает Франкенштейна вниз, которого разрывают на кусочки мельничные крылья. Мельница объята пламенем…
Джеймс Уэйл создал шедевр, которому суждено было стать самым знаменитым мифом в истории кинематографа. Почему же фильм имел такой громадный успех и породил так много продолжений? В первую очередь из-за впечатляющего грима Джека Пирса и исключительно запоминающейся игры Бориса Карлоффа в роли монстра, который так и не смог всю свою жизнь избавиться от этого навязчивого образа, хотя страстно мечтал играть Шекспира. Были сняты многочисленные продолжения: «Невеста Франкенштейна» (1935, режиссер Джеймс Уэйл), «Сын Франкенштейна» (1939, режиссер Роланд Ли), «Дом Франкенштейна» (1944, режиссер Эрл Кентон), «Франкенштейн 1970» (1958, режиссер Ховард Кох), в которых Борис Карлофф играл роль ученого. «Призрак Франкенштейна» (1942, режиссер Эрл Кентон), «Франкенштейн встречает оборотня» (1943, режиссер Рой Уилльям Нил), «Дом Дракулы» (1945, режиссер Эрл Кентон), «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948, режиссер Чарльз Бартон), «Проклятие Франкенштейна» (1957, режиссер Теренс Фишер), «Месть Франкенштейна» (1958, режиссер Теренс Фишер), «Зло Франкенштейна» (1964, режиссер Фредди Франсис), «Франкенштейн создал женщину» (1966, режиссер Теренс Фишер), «Франкенштейн должен быть уничтожен» (1969, режиссер Теренс Фишер), «Франкенштейн и монстр из ада» (1973, режиссер Теренс Фишер), «Плоть для Франкенштейна» (1973, режиссеры Пол Мориссей и Антонио Маргерити). Театральные адаптации романа Мэри Шелли, опубликованного в 1817 году, продолжались беспрерывно в течение всего 19 века, начиная с 1832 года. Немое американское кино экранизировало фильм два раза: в 1910 году фирмой Томаса Эдисона с Чарльзом Оглем в роли монстра и в 1915 году, когда Перси Даниэл Стендинг аккуратно исполнил роль монстра в фильме «Жизнь без души» Джозефа Смайли. Существовала и третья, итальянская версия, «Монстр Франкенштейна» Евгения Теста (1920). Компания «Universal» решила действовать решительно и выйти на рынок одновременно с двумя фильмами о Дракуле и Франкенштейне. Сначала на роль монстра был выбран Бела Лугоши, а Роберт Флори на должность режиссера. Но после нескольких кинопроб Лугоши отказывается от роли, сославшись на то, что она практически без слов (а также из-за того, что был отвергнут его собственный грим монстра). Хотя впоследствии он снялся в качестве монстра в картине «Франкенштейн встречает оборотня». Флори был заменен Джеймсом Уэйлом, но его замыслы нашли свое отражение в сценарии: идея мозга преступника, пересаженного монстру, и сцена на мельнице принадлежат ему. Джеймс Уэйл, по происхождению англичанин, предпочитал работать со своими соотечественниками. Он приглашает на пробы двух актеров и выбирает на роль монстра Бориса Карлоффа, которого он видел в театральной постановке пьесы «Криминальный кодекс», позднее экранизированной Ховардом Хоуксом, где Карлофф сохранил за собой излюбленную роль. Он доверяет грим монстра Джеку Пирсу, чья первая работа в кинематографе была в фильме Рауля Уолша «Пустые разговоры» (1927). Вот так и объединились три главные составляющие, которые породили громадный успех первого звукового фильма о Франкенштейне. Сильная сторона Уэйла заключается в манере съемок подвижной камерой, что было необычно в то время. Джек Пирс создал незабываемый грим, благодаря которому в чудовище проскальзывает человечность. Фильм поставил многочисленные проблемы перед авторами, озабоченными тем, чтобы не слишком потревожить чувствительность публики. Сцена смерти девочки Марии была сильно сокращена (в восстановленной версии видно, как монстр бросает ее в пруд и с удивлением наблюдает, что она тонет, а не плавает на поверхности, как цветы, которые она ранее бросала в пруд). Сцена повешения горбуна вырезана. Хэппи-энд был заменен со смерти Франкенштейна на его уход. Это оставляло возможность создания продолжений. Благодаря талантам, собранным в фильме, персонаж, созданный Франкенштейном остался не только в памяти поклонников и знатоков кино, но также в коллективной памяти того времени. Ни один фильм не показывал в такой захватывающей и зрелищной манере опасность науки, авантюрного безумия исследователей, создающих чудовища, показом человека, страдающего, раздираемого чувствами между своим признанием и злобой по отношению к существу, которое оказалось таким несовершенным. В 1991 году фильм был внесен на хранение в медиатеку при конгрессе США. Бюджет картины составил 300 тысяч долларов, а собрала она в прокате США 12 миллионов. Студия использовала практически тот же сюжет, что и немецкий фильм «Голем» (1920), а отвергнутый грим Белы Лугоши очень походил на внешность самого Голема. В роли Элизабет первоначально должна была сниматься Бэтт Дэвис. Роль монстра отклонил Джон Кэррадайн, так как считал, что он более профессиональный актер, чтобы опуститься до роли монстра. Шестистраничный постер этого фильма в настоящее время оценивается в 600 тысяч долларов и является самым ценным постером в мире. Единственный известный оригинал находится в частной коллекции. Чтобы сделать щеки монстра впалыми, Бориса Карлоффа попросили на время съемок вынимать свою вставную челюсть. Сцену, в которой Мария (7-летняя актриса Мэрилин Харрис) должна была тонуть, снимали со множества дублей. Наконец, уставшая девочка сказала, что сделает последний дубль, если ей дадут ее любимое блюдо: дюжину вареных яиц. Сняв дубль, который и вошел в фильм, режиссер Джеймс Уэйл дал девочке две дюжины яиц. Интересно, что раннюю версию вступления перед фильмом, которую читает актер Эдвард Ван Слоан, написал будущий известный режиссер Джон Хьюстон. Интересно, что в самом романе Мэри Шелли не описывается метод оживления монстра. В процессе создания этой картины было предложено использование молнии, что прижилось в этом мифе и стало обязательным для всех последующих фильмов про монстра Франкенштейна. Также монстр в картине не подходит под описание, данное в романе писательницей. Все идеи его грима пришли только от Джека Пирса (электроды в шее, плоская голова, свисающие веки, маленькая по размеру одежда). Первоначально у монстра было имя: Адам, но после того, как зрители начали ассоциировать монстра с именем Франкенштейна, упоминание Адама исчезло. Некоторые декорации, в которых снимали этот фильм, были сооружены для картины «Кот и канарейка» (1927) режиссера Пола Лени. Продюсер Карл Лемме предложил Джеймсу Уэйлу список из более чем тридцати проектов на выбор для постановки, и Уэйл выбрал «Франкенштейна», ибо хотел уйти от военных фильмов, с которыми ассоциировалось его имя. По иронии судьбы, сейчас Уэйла знают именно по его четырем фильмам ужасов, а не по десяткам картин других жанров. Борис Карлофф позднее шутил, что был вначале оскорблен предложением пройти пробы на роль отвратительного монстра, ибо к тому времени 41-летний Карлофф уже сделал себе определенное имя в кинематографических кругах, ходил в очень элегантном костюме и считал, что он выглядит привлекательно. Права студии «Universal» на грим Джека Пирса были продлены до 2006 года (сейчас-не знаю). Во время съемок сцены, где монстр несет доктора Франкенштейна в гору к мельнице, Уэйл настоял, чтобы Карлофф в действительности нес Колина Клайва. Сцену снимали много часов на протяжении нескольких дней, в результате чего Карлофф, в тяжелых ботинках, гриме, таская такого же по весу Клайва, серьезно повредил спину, и эта травма преследовала его всю оставшуюся жизнь. В первоначальном сценарии Генри Франкенштейн погибал, падая с горящей мельницы, но студия решили оставить его в живых. Чтобы переснять концовку, решили не вызывать уехавшего в Англию актера Колина Клайва, а использовали другого актера, которого показывают издалека, встающего с кровати, возле которой стоит его невеста. Спецэффекты создал Джон Фултон.