Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

From Dusk Till Dawn

«ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА»
(From Dusk Till Dawn)

США, 1996, 108 мин., «Dimension Films/Miramax»
Режиссер, продюсер, монтажер и сценарист Роберт Родригес, сценарист и спецэффекты Роберт Курцман, композитор Грэм Ревелл, сценарист и продюсер Квентин Тарантино
В ролях Харви Кейтель, Джордж Клуни, Квентин Тарантино, Фред Уилльямсон, Джульетт Льюис, Том Савини, Дэнни Трехо, Джон Саксон

Братья Сет и Ричард Греко совершают побег из тюрьмы. По дороге они берут в заложники семью, состоящую из проповедника Якоба Фуллера и двух его детей-подростков. Бандиты направляются в сторону Мексики, в бар под названием «Трясущиеся сиськи», где они должны встретиться со своим сообщником. Но в баре их поджидает жестокий и кровавый сюрприз…
Тандем Роберт Родригес-Квентин Тарантино обратились к новому для себя жанру: фильму о вампирах-безжизненных и обескровленных днем, но оживающих ночью. В своей долгой дневной части фильм испещрен сценаристскими клише Тарантино: вооруженное нападение в чистом поле, цитирование Библии, кровавый юмор, убийцы в костюмах. Все это вяло и пассивно, лениво и безвольно снято Робертом Родригесом. Но это лишь видимость. Скромная поступь кэмпинг-машины, ведомой Харви Кейтелем, успокаивает и отвлекает. Но когда, наконец, опускается ночь-начинается незабываемое зрелище. Почти тридцать минут безудержной драки с вампирами. И бал там правит Джордж Клуни, будущий Бэтмен, а в прошлом скромный второстепенный актеришка сериала «Скорая помощь». Ему помогает Квентин Тарантино, упорно пытающийся сделаться актером. Известному постановщику спецэффектов Роберту Курцману принадлежала основная идея сценария: двое бандитов, пробиваясь в Мексику, в конце концов, попадают в притон, наполненный вампирами, где гангстерский фильм в одно мгновение перерастает в horror. Молодой Квентин Тарантино, имевший в своем активе два не поставленных сценария («Настоящая любовь», 1993 и «Прирожденные убийцы», 1994) в начале 90-х годов появился в Голливуде. Предложенный им сценарий гангстерской драмы «Бешеный псы» (1991) был столь хорош, что Роберт Курцман согласился за бесценок поставить спецэффекты. Именно его фирме «KNB» зрители обязаны отрезанным ухом полицейского. После успеха «Бешеных псов» удача повернулась лицом к Тарантино, чего нельзя сказать про мастера спецэффектов: никто из продюсеров так и не захотел выделить деньги на постановку предлагаемого им сценария. Даже слава, пришедшая к Тарантино, не помогла Курцману: за прошедшие годы текст потребовал доработки, но никто не брался переписывать обладателя «Оскара» 1995 года за лучший сценарий. В конце концов, Квентин Тарантино соблазнил идеей фильма Роберта Родригеса, с которым они познакомились на фестивале в Парк-сити и вместе работали над картиной «Четыре комнаты» (1994). Права были выкуплены у Курцмана, сценарий переделан самим автором, и летом 1995 года фильм был запущен в производство. В утешение за несостоявшийся дебют Курцман получил на откуп все оторванные головы, вместе с потоками слизи и крови, которые и воплотил с мастерством настоящего профессионала. «От заката до рассвета» оказались куда удачнее «Четырех комнат», возможно, благодаря идее Курцмана: едва зритель успевал пресытиться кровавым боевиком в стиле «Прирожденных убийц» и «Отчаянного» (1995), как на него обрушивался не менее кровавый «ужастик» в духе Сэма Райми и Джорджа Ромеро. Впрочем, своей глумливой жестокостью и смакованием сцен насилия фильм вызвал осуждение блюстителей строгой нравственности-и разразился очередной, хотя и уступающий порожденному «Прирожденными убийцами», скандал. Скандал, как известно, лучший вид рекламы, и поэтому важнее то, что недовольными остались и многие поклонники Квентина Тарантино. Несмотря на попытки автора оживить схематичность персонажей, заложенную в первом варианте сценария, братьям Греко далеко до Винсента Веги и Миа из «Криминального чтива» (1994). Возможно, виной тому диалоги: по-тарантиновски остроумные, но недотягивающие до его признанных шедевров-разговора о массаже или вступительной беседы о песне «Like A Virgin» Мадонны в «Бешенных псах». Возможно, что за прошедшие пять лет лучшие идеи Квентина Тарантино, задействованные в картине «От заката до рассвета» уже были реализованы в его собственных фильмах и фильмах, поставленных Тони Скоттом и Оливером Стоуном по его сценариям. Впрочем, обращение авторов фильма к кровавому «ужастику» следует признать закономерным и ожидаемым. Комизм возникает от неимоверной концентрации штампов жанра: чего стоит сцена, когда герои вооружаются презервативами, наполненными святой водой и многофункциональным крестом, составленным из пистолета с осиновым колом. Вся вампирская линия словно нарочно демонстрирует старый тезис вампирологов: вампир кого ни попадя не ест, жертва должна сама заслужить свою участь. Так, гибнут: садист-убийца Ричард, священник, отрекшийся от своего сана и его приемный сын, не сдержавший данной клятвы. Все остальные погибшие так или иначе одержимы кровью и насилием. В конце концов, в живых остается дочь бывшего пастора и брат Ричарда. Питер Гринуэй исследует секс, рождение и смерть, Дэвида Линча «клинит» на инициации и проблеме метафизического зла, а Квентина Тарантино-на идее справедливого воздаяния. Потрясающее зрелище и прекрасные съемки. Заключительное сражение напоминает аналогичную концовку фильма Питера Джексона «Безмозглые» (1993). Великолепен стриптиз-танец Satanico Pandemonium Салмы Хайек в бикини под композицию группы «Tito and Tarantula». Замечательная музыка в исполнении группы «ZZ Top» («She’s Just Killing Me», «Mexican Blackbird») и Stevie Ray Vaughan. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшего актера (Клуни) и как лучшему фильму ужасов года, а номинировала за лучшую режиссуру, сценарий, грим, актера и актрису второго плана (Кейтель, Тарантино и Льюис). На Амстердамском международном кинофестивале картина получила Гран-при. Квентин Тарантино номинировался на анти-приз «Razzie» как худший актер второго плана. При бюджете в 20 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 60 миллионов и еще 20 миллионов выручила за право использоваться на территории США. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа