Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

From Hell

«ИЗ АДА»
(From Hell)

Чехия-США, 2001, 137 мин., «20th Century Fox»
Режиссеры и продюсеры Альберт и Аллен Хьюз, композитор Тревор Джонс
В ролях Джонни Депп, Хитер Грэм, Йан Холм, Пол Рис

Действие картины разворачивается в 1888 году в Лондоне, в злачном бедном районе, самой смертельной трущобе города, Уайт-Чапеле. Затравленная и выгнанная на улицу местными бандитами, Мэри Келли вместе со своими подругами-проститутками шатается каждый день в нищете. Их единственным утешением является то, что жизнь не может стать еще хуже. Все круто меняется тогда, когда их подругу Энни Крук похищают, а они вовлекаются в страшный заговор, о котором эти несчастные и подумать не могли. Когда-то Энни рассказывала своим подружкам, что у нее есть тайный богатый любовник, Альберт, который говорил, что он артист. Похищение Энни вскоре сопровождается ужасным убийством другой проститутки, Полли. Становится ясно, что их начинают выслеживать одну за другой. Ужасающее убийство Полли заставляет обратить на него внимание инспектора Фреда Аберлайна, полицейской работе которого часто помогают его необычные психологические способности. Аберлайн начинает расследование, которое позже перерастает в дело чести, когда он и проститутка Мэри влюбляются друг в друга. Но чем ближе инспектор подбирается к правде Уайт-Чапеля, тем опаснее она становится для него, Мэри и ее подруг. Кто бы ни был ответственен за эти ужасные преступления, которые и не думают прекращаться, он не собирается раскрывать тайну без ожесточенной борьбы. В конце концов, следы приводят Аберлайна к королевской семье. Оказывается, любовник Энни по имени Альберт на самом деле есть наследный принц королевского двора Эдвард Альберт Уинздор, страдающий неизлечимым сифилисом. Он попадает под подозрение Аберлайна, но, в конце концов, выясняется, что убийцей является медик королевской семьи, доктор Уилльям Галл…
Фильм братьев Хьюз символичен художественно-историческим прорывом. Чернокожие братья впервые пустили в свое кино белых, и возможно, поэтому белые там все омерзительны-либо шлюхи, либо полицейские-антисемиты, принцы-сифилитики, врачи-мясники и масоны-потрошители. И кругом трупы с кишками на шее. А место угнетенных негров заняли евреи, тогдашними лондонцами ненавидимые как иностранцы. Привнесены также ирландцы-террористы, равнодушный королевский двор и коррумпированное общество. От всего этого поле деятельности первого серийного убийцы Джека-потрошителя-викторианский Лондон 1888 года-погружено в вечный мрак, который и определяет стиль картины. Ценители отметят также внушительный вертикальный срез лондонского пейзажа от надземки до подземки: пятисекундный кадр, на который угрохана четверть бюджета. Остальное для экономии снято в Праге. Джонни Депп в роли одурманенного опиумом, но оттого и проницательного инспектора Аберлайна, который расследует череду ритуальных убийств-фигура реальная и одновременно срисованная с его коллеги Холмса. Только вместо Ватсона сержант Годли, а вместо табачной трубки-опиумная. Братья Хьюз перепробовали на эту роль многих голливудских актеров от Шона Коннери до Брэда Питта, но выбрали Джонни Деппа, потому что за ним тянется тень еще одного маститого сыщика-констебля Крейна из «Сонной лощины» (1998). Уголком сознания братья понимали, что всю эксцентриаду из фильма Тима Бартона целиком перетащить нельзя, но осталась едва уловимая комедийность в актерской повадке. Сюрреализм заимствован из картины «Тайна Джека-потрошителя»: мрачный силуэт Биг-Бена, клубы тумана в мерцании газового света, голодные крысы на мостовой, зловещая тень в котелке, даже кровавые облака-все там уже было. Можно считать это плагиатом, а можно-скудностью фантазии, знающей только простейшие штампы. И если визуальный ряд-одно из достоинств фильма, то только благодаря оператору Питеру Демингу, набившему руку у Дэвида Линча: не скованный замыслом, он пускает в ход весь арсенал чаплинской поры, от крупного зерна до рапид-съемки. Братья-близнецы Хьюз предложили достаточно мрачную картину прошлого белой цивилизации-нам показывают ужасающие картины жизни лондонских трущоб, где цена человеческой жизни-копейка. Прошлое европейцев выглядит тем отвратительнее, чем больше мы знакомимся с персонажами фильма. Пренебрежение к принципиальным свободам современного белого человека принимало самые дикие формы в Лондоне века позапрошлого! Вот почему убийства проституток жуткие, с кровью на стенах и разложенными словно в пасьянс внутренностями жертв вокруг их тел не вызывают ничего, кроме любопытства толпы. Джонни Депп играет инспектора, которого во время опиумного бреда посещают видения будущих смертей. Он один знает, что убийства не прекратятся, что убийца не еврей-мистик и не сутенер, обозленный на проституток за их плохие заработки. Он почти уверен, что Джек-потрошитель-человек высшего общества, выражающий таким способом свое несогласие с социальным устройством общества и борющийся с его социальными язвами. Сцены умерщвления и разделки человеческих тел сняты с минимализмом, но с фантазией. Свист рассекающего воздух острого клинка и вырывающейся из перерезанной глотки крови звучит громко! Кровавое пиршество убийцы-маньяка не смакуется, а жестко фиксируется. Так, чтобы нам, людям цивилизованным, стало страшно. Некоторые параллели между данной картиной и фильмом Тима Бартона «Сонная лощина» действительно уместны, но они лежат в совершенно разных плоскостях именно в стилистике. В то время, как в «Сонной лощине» режиссер перенес на экран умиротворенно-игрушечный мир сказок братьев Гримм, где, несмотря на мрачный антураж, очень сильно чувствуется «волшебность» происходящего, братья Хьюз избрали стиль жесткий, чрезвычайно мрачный и депрессивный. Красота страха, гармония порока-извращенное порождение тьмы, но настолько притягательное, насколько может быть сам Сатана. Режиссеры поставили своей целью предельный натурализм происходящего: в этом мире все женщины грязны и готовы последовать на край света за веточкой винограда, инспектор Аберлайн видит готические кошмары в своих опиумных «снах наяву», а Джек-потрошитель одним махом перерезает горло жертвам так, как это должно выглядеть по всем правилам медицины. Как ни странно, эта брутальность не вызывает отторжения или же отвращения. Фильм постепенно поглощает зрителя, заманивая красивыми пейзажами и роскошной музыкой, а к тому моменту, как начинает литься настоящая кровь, оторваться от экрана уже практически невозможно. Конечно, ради воссоздания атмосферы пришлось чем-то пожертвовать. Пострадала, как нетрудно догадаться, сюжетная часть: из киноленты оказались безжалостно вырезанными все эмоции и чувства, что должны были испытывать герои. Сюжет носит слишком повествовательный характер, и в то время, как ключевые события, приводящие героев в финале к разгадке, переданы весьма обстоятельно и последовательно, людям в этой истории отведено слишком мало места. Картина снималась в Чехии, где еще сохранилась викторианская архитектура, практически полностью исчезнувшая в Англии. Работа с цветом просто потрясает и завораживает. Лондон страшен (особенно ночью), жуток, но безумно красив и притягателен. Сцены убийств переданы «пунктиром», но стилистически безукоризненно, выверенно и четко. Гениальна сцена разрезания скальпелем горла одной из жертв! Одобрение вызывает и попытка перенести, казалось бы, обыденный сюжет про маньяка-убийцу в принципиально иную плоскость. Здесь перед нами не просто история про маньяка, а многослойный рассказ о заговоре и интригах, которые переплетаются с действиями Джека-потрошителя. Причем в интригах замешана даже королевская семья и лично королева Виктория! Братья Хьюз предложили интересный взгляд на раскрытие загадки Джека-потрошителя. Отсутствие традиционного хэппи-энда (инспектор мертв, а Джек-потрошитель жив) также не может не радовать. Звучат песни в исполнении Мэрилина Мэнсона. Братья Хьюз первоначально пытались пригласить на главную роль Даниэля Дей-Льюиса, а когда тот отказался, они связались с Джадом Лоу, прежде чем остановиться на Джонни Деппе. Грим сделал Стив Пейнтер («Восставший из ада-2», 1988; «Ночное племя», 1990; «Музей восковых фигур-2», 1992; «Спасение рядового Райана», 1998). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, актера (Депп) и как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 35 миллионов долларов фильм в мировом прокате собрал более 70 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа