Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«МЕХ: ВООБРАЖАЕМЫЙ ПОРТРЕТ ДИАНЫ АРБУС»
(Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus)

США, 2006, 122 мин., «Pressman Film/River Road Entertainment/Iron Films»
Режиссер Стивен Шейнберг по Патрише Босуорт, сценарист Эрин Крессида Уилсон
В ролях Николь Кидман, Роберт Дауни-мл., Тай Баррелл, Харрис Юлин, Джейн Александр, Эмми Кларк, Марселин Хьюго, Мэри Даффи

Из окна своей квартиры в Нью-Йорке Диана Арбус видит фигуру в маске-таинственного нового соседа. Заинтригованная Диана хочет его сфотографировать и отправляется к нему в квартиру. С этого и начинается ее путешествие, которое раскрывает самые потаенные секреты Дианы, пробуждает в ней гения, а также направляет на путь выдающегося художника…
Картина является вольной экранизацией романа-биографии о Диане Арбус, написанного Патришей Босуорт, рассказывающей о периоде творчества этой женщины-фотографа начиная с 1960-х годов, когда ее шокирующие работы, запечатлевавшие человеческие уродства физического свойства, потрясли мир фотографии, и заканчивая ее самоубийством в 1971 году (Арбус вскрыла себе вены). Фильм, по словам его режиссера, не фокусируется на подробностях жизни Арбус, а ставит целью освещение самого важного момента ее биографии-на принятии решения уйти от съемок со своим мужем, чтобы фотографировать самой. К такому шагу ее подталкивает загадочный персонаж, скрывающий свое лицо за маской. Арбус чувствует в себе непреодолимую тягу к этому человеку-монстру, покрытому с ног до головы густым мехом, и обнаруживает, что видит в его уродстве покоряющую ее красоту…
Диана Арбус (1923-1971)-американский фотограф, представительница нью-йоркской школы, одна из центральных фигур критической фотографии, связывающей иррациональные принципы изображения и рациональное представление о действительности. Несмотря на свою маргинальную эстетику, Диана Арбус считается одним из наиболее влиятельных фотографов XX века. Диана Арбус (урожденная Диана Немирова) родилась 14 марта 1923 года в Гринвич-Виллидже, в Нью-Йорке, США, вблизи привилегированных районов Парк-Авеню и Централ Парк. Арбус выросла в обеспеченной семье, которая владела меховым магазином Russek’s (Russek’s Department Store) на Пятой авеню. Немировы-семья еврейских эмигрантов из России, создала свое состояние в годы Великой Депрессии. Отец Дианы, Дэвид, был главным вдохновителем бизнеса: работа занимала почти все его время. Мать Арбус, Гертруда, вела образ жизни состоятельной американки и часто была недоступна для собственных детей. Воспитание было поручено няням (у каждого ребенка была своя). Диана была близка со своим старшим братом Говардом (позже он стал известным поэтом) и младшей сестрой Рене. В 1930-е годы Диана посещала Школу этической культуры, входящую в систему Лиги Плюща, а чуть позже-Филдстонскую школу, где был замечен ее талант к изобразительному искусству. Художественные наклонности поощрялись отцом Дианы: он просил иллюстратора Russek’s, Дороти Томпсон, заниматься с Дианой живописью. Мисс Томпсон изучала графику в мастерской известного берлинского художника-экспрессиониста Георга Гросса. И сама Арбус не раз говорила о своей приверженности его творчеству. В 1937 году Диана встречает будущего актера Аллана Арбуса и немедленно изъявляет желание выйти за него замуж. Дабы помешать этому, родители Дианы отсылают ее в 1938 году на летние курсы в Каммингтонскую школу искусств, где Диана знакомится с Алексом Элиотом (Элиот в 1947 году займет пост художественного редактора журнала Time). Алекс Элиот стал второй большой влюбленностью Дианы. В 1941 году восемнадцатилетняя Диана против воли родителей выходит замуж за Аллана Арбуса. Замужество казалось Диане единственной возможностью сбежать из-под влияния родителей. У супругов родились две дочери: Доун (в 1945) и Эми (в 1954). Диана проводила с ними очень много времени. Аллан работал на двух работах, а параллельно подрабатывал фотографом. В 1943 году Аллан Арбус закончил армейские курсы фотографов. Помогая и ассистируя Аллану, Диана в 1946 году становится фотографом моды: первые заказы она получает от своего отца, который частично помогает с финансированием их фотографического оборудования. В 1947 году супруги были представлены руководству издательства Конде Наст: они получили небольшой заказ для журналов Vogue и Glamour. В совместных проектах Аллан отвечал за процесс съемки и его технические стороны. Диана же выступала как автор концепции и стиля. Поддерживая идею художественной съемки, Арбус выступала за неформальный подход. Аллан и Диана сохраняли рамки модной фотографии и, в то же время, пытались поставить под сомнение ее жесткие границы. В 1951 году они целый год путешествуют по Европе. Диана открывает для себя возможность самовыражения и выражения своего видения мира с помощью фотографии. Вместе с Алланом она готовит съемку для парижского Vogue. В середине 1950-х Аллан и Диана знакомятся с Ричардом Аведоном, который делает возможным ее общение с мастерами круга Бродовича. Долгое время Диана и Аведон оставались друзьями и почитателями работ друг друга. В это время у нее обостряются депрессии, которыми она страдала с самого детства. Диана не удовлетворена результатами своей работы. Аллан поддерживает свою жену, однако после очередного нервного срыва в 1957 году они решают прекратить совместную работу. Диана начала работать самостоятельно, в то время как Аллан продолжал вести дела их студии. После профессионального разрыва последовал и личный. Диана и Аллан продолжали оставаться друзьями, и развелись лишь в 1969 году, когда Аллан решил жениться во второй раз. Выбрав самостоятельную работу, Диана пытается найти свою тему в фотографии. Она посещает мастер-классы известных фотографов, однако, по большей части, остается недовольна результатами своей работы. Занимаясь у фотографа Лизетт Модел, она начинает «фотографировать экстремальное». Именно Модел убедила Арбус сосредоточиться на персональных фотографиях. С тех пор объектами для нее стали люди на улице и дома, а также политические беженцы. Стремясь изображать радикальное, Арбус начинает фотографировать людей с аномальной внешностью и девиантов. В конце 1950-х годов Диана Арбус представляет свои первые работы на эту новую для себя тему. «Давать Арбус камеру-все равно что разрешать ребенку играть с гранатой»-Норман Мейлер. Десятилетие между 1960 годом и до самой смерти в 1971 Диана Арбус зарабатывала на жизнь как свободный фотограф. Музеи проявляли интерес к фотографии, однако снимки Дианы Арбус казались слишком радикальными. Единственным крупным экспозиционным проектом Арбус была выставка Новые документы, состоявшаяся в Музее современного искусства в Нью-Йорке за несколько лет до ее смерти. Журналам Диана Арбус была интересна своим нестандартным взглядом. Журналы рассматривали маргинальное, как своеобразную идеологическую альтернативу роскоши. Арбус сотрудничала с такими изданиями как Esquire и Harper’s Bazaar, где она сталкивается с фотографами круга Бродовича (в частности-с Ричардом Аведоном и Ирвингом Пенном). Пенн и Аведон значительно изменили модную фотографию, позволили видеть ее конфликтным и радикальным жанром. Впоследствии, стремление видеть моду сумрачным нуарным миром будет характерно и для самой Арбус. Работы Арбус публиковали New York Times, Sports Illustrated, Show, Herald Tribune и другие. Считается, что за 11 лет было опубликовано более 250 журнальных и 70 газетных снимков. Иногда Диана работала и над текстами статей.
В 1963-66 годах ее деятельность была поддержана Музеем Гуггенхайма. С 1968 года Диана регулярно работала с журналом Sunday Times Magazine. В 1970 году Диана начинает работу над своей знаменитой серией о людях с физическими отклонениями и получает Премию Роберта Льюиса от Американского общества журнальных фотографов. Однако в этот период ее здоровье стремительно ухудшается. После перенесенного в 1966 и 1968 годах гепатита у Дианы обостряются приступы депрессии и, несмотря на длительные курсы терапии, ее состояние не улучшается. Причина болезни могла крыться в обсессивных и несбывшихся ожиданиях от работы. 26 июля 1971 года Диана Арбус приняла большую дозу барбитуратов и вскрыла себе вены на руках. Большое влияние на Арбус оказал открытый в 1961 году после долгого забвения фильм Тода Броунинга «Уроды» (1932). В начале 1930-х фильм вызвал резкое неприятие публики, и он был практически полностью забыт. В 1961 году фильм вызвал пристальное внимание не столько как кинематографический продукт, сколько как художественное явление. Наряду с обычными актерами в фильме снимались герои с физическими отклонениями. Считается, что именно «Уроды» обратили внимание Арбус на смысловую и психологическую сложность маргинального мира и дали толчок ее интересу к нестандартному, аномальному и внелогическому. Фотографический стиль Дианы Арбус сформировался под влиянием мастеров нью-йоркской школы фотографии (в том числе-школы Бродовича), а также под воздействием нуарной европейской и американской фотографии 1930-40-х годов. Фотографии Арбус содержательно связаны с работами Брассая, Уиджи и Августа Зандера. На изобразительную систему Арбус оказала влияние модная фотография: прямой кадр, фронтальная постановка, как считается, были использованием приемов журнальной съемки. Основной характеристикой ее работ считается психологическая глубина и специальный интерес к маргинальным сюжетам (люди с аномальной внешностью, девианты) Темой ее фотографий было нарушение привычного порядка вещей. «Соотношение красоты и уродства-один из принципов, на котором построены снимки Дайаны Арбус»-замечает искусствовед Екатерина Васильева. Считается, что специфика ее почерка заключалась не только в стремлении изображать девиантов, но в ее умении изображать среднестатистических обывателей как персонажей с аномальными характеристиками. Она фотографировала тех, кто по мнению общества, являлся аутсайдерами или изображала стандартных людей как маргинальных героев. Арбус не принуждала своих персонажей к позированию, а всегда давала им время, для того, чтобы те нашли свое место перед камерой. Арбус много фотографировала людей с аномальной внешностью и всегда подчеркивала, что относится к ним с особым вниманием. Им, говорила она, известно о психологическом напряжении жизни значительно больше, нежели заурядным обывателям. В своих фотографиях Арбус рассматривает норму как репрессивную категорию и, фактически, признает ее одной из маргинальных форм. Арбус с 1962 года использовала в съемке марку Rolleiflex, что приводило в процессе работы к увеличению негативов с формата 35 мм до размеров 6х6 см. Этот пассивный квадратный формат соответствовал ее центрированной в композиционном смысле манере съемки, и негатив оказывался наполненным большим количеством деталей. Диана Арбус не ориентировалась на работу в студии: ее интересовала прямая съемка, главным преимуществом которой было эмоциональное напряжение и композиционная естественность. В 1967 году работы Дианы Арбус принимали участие в выставочном проекте Новые документы, организованном Джоном Шарковски в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Выставка объединила трех мастеров: Диану Арбус, Ли Фридлендера и Гарри Виногранда. Новые документы считаются этапным моментом в истории фотографии и стали фактом итогового признания черно-белых кадров как части арт-системы. Пригласив Диану Арбус в качестве одного из участников, выставка обозначила художественный статус документальной фотографии. Первая персональная выставка Арбус состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1972 году-через год после ее смерти. Эта ретроспектива стала центральным сюжетом одного из эссе Сьюзан Зонтаг в книге «О фотографии» и послужила обстоятельством признания Арбус как одного из наиболее влиятельных фотографов XX века. В 1973 году ретроспективная выставка из Японии прошла по Западной Европе и по западному побережью Тихого океана. Снимки Дианы Арбус стали предметом размышления одного из самых крупных фотографических критиков-Сьюзан Зонтаг. Фотографии Арбус занимают центральное место в ее эссе «Америка в фотографиях: сквозь тусклое стекло», вошедшее в книгу «О фотографии». Текст был написан вскоре после смерти Дианы Арбус и посвящен ретроспективной выставке фотографа в Музее современного искусства в Нью-Йорке. «Критическое отношение Сьюзен Зонтаг к фотографиям Арбус очевидно. Зонтаг посвящает Арбус обширный текст, обозначая ее кадры центральным прецедентом американского фотопроекта»-отмечает искусствовед Екатерина Васильева. Кадры, сделанные Арбус, вызывают у Зонтаг скорее неприятие, чем позитивную реакцию. Это несовпадение становится для Зонтаг частью внутреннего конфликта: ей не нравятся фотографии Арбус, и это противоречие становится для нее фактом нарушения либеральной системы ценностей. С одной стороны, Зонтаг понимает, что категорическое установление нормы может иметь негативные последствия. С другой, она рассматривает маргинальную систему как деструктивное начало, которое приводит к утрате художественным его социальной ценности. Идеологическое несовпадение Зонтаг и Арбус-двух наиболее ярких представителей фотографического пространства XX столетия-считается одним из наиболее глубоких конфликтов художественной системы XX века. Именно в период расцвета ее уникального творчества здоровье Дианы стремительно ухудшилось. Поле дважды перенесенного во второй половине 1960-х гепатита обострились приступы депрессии. Длительное лечение не облегчило ее состояния, усугубилась также неудовлетворенность и несбывшиеся ожидания от творческой работы. В июле 1971 Арбус добровольно ушла из жизни, приняв большую дозу снотворного и вскрыв вены на руках. К моменту своей смерти в 1971 году Арбус уже была известным, влиятельным и заметным фотографом. Тем не менее, считается, что ретроспективный каталог Дианы Арбус, подготовленный в 1972 году для Музея современного искусства Джоном Шарковски был отклонен практически всеми издательствами. Напечатать альбом согласился фонд Aperture. Монография стала одной из наиболее влиятельных фотографических книг, была переиздана 12 раз и разошлась более чем стотысячным тиражом. Каталог работ Арбус, выпущенный фондом Aperture, входит в число самых раскупаемых книг в истории фотографии. Ретроспектива Арбус в нью-йоркском Музее современного искусства по всей стране привлекла более 7 млн. зрителей. В том же году работы Дианы Арбус представляли Америку на Венецианской биеннале. Ее работа Identical Twins находится на шестом месте в списке самых дорогих фотографий всех времен: в 2004 году она была продана за 478 400 долларов США. Дочь Арбус, Доон, впоследствии стала сотрудничать с Ричардом Аведоном над их совместной книгой, для которой Доон Арбус писала тексты. В общей сложности их знакомство с Аведоном вылилось в тридцать лет совместной деятельности. Главные фотографии Арбус. «Мальчик с игрушечной гранатой в Центральном парке» (Child with Toy Hand Grenade in Central Park, Нью-Йорк, 1962). На фотографии изображен мальчик, с неуклюже свисающей с левого плеча бретелью комбинезона. Он прижимает свои руки к туловищу, в его правой ладони-игрушечная граната, левая ладонь сжата в форме крюка, на лице-гримаса. Чтобы сделать эту фотографию Арбус попросила мальчика остановиться, а сама ходила с фотоаппаратом вокруг него, пытаясь найти правильный угол. Мальчику надоело ждать и он сказал: «Снимайте же наконец!». «Близнецы» (Identical Twins, 1967). Две сестры-близняшки, одетые в вельветовые платья, стоят рядом друг с другом. Одна из них улыбается, а другая-слегка нахмурена. Считается, что эта фотография Арбус была использована Стэнли Кубриком в его фильме «Сияние». Кадр Кубрика воспроизводит сходный сюжет и композицию: близнецы, позирующие перед камерой. «Еврей-великан со своими родителями дома в Бронксе, Нью-Йорк» (Jewish Giant at Home with His Parents in The Bronx, NY, 1970). Эдди Кармел, известный в США как Jewish Giant стоит в квартире с отцом и матерью-они намного ниже его ростом. Фотографию можно интерпретировать различными способами. Непропорциональное тело выглядит как противоречие по отношению к счастливой домашней жизни. Торжественность родителей и сгорбленная фигура великана демонстрируют непреодолимую пропасть в отношениях между ними. Также можно отметить удивление миссис Кармел при взгляде на своего сына: как будто она видит его впервые в жизни. Бюджет фильма составил 17 миллионов долларов.