Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Gaslight

«ГАЗОВЫЙ СВЕТ»
(Gaslight)

США, 1944, 114 мин., «MGM»
Режиссер Джордж Кукор, композитор Бронислав Капер
В ролях Шарль Буайе, Ингрид Бергман, Анжела Лэнсбери, Джозеф Коттен

Паула Алкист выходит замуж за венгерского композитора Грегори Антона. Она даже не подозревает, что тот ранее задушил свою тетю, чтобы завладеть ее драгоценностями. Пара переезжает в Лондон и поселяется в доме, где было совершено это преступление. Но коварный Грегори пытается оригинальным способом постепенно свести свою супругу с ума. По ночам он ходит по дому с газовой лампой, которая временами затухает. Он уверяет супругу, что у нее проявляются все симптомы тяжелой психической болезни. Его внимание и забота, оказываемые Пауле, убеждают ее саму в серьезности своего состояния. Постепенно она начинает замечать некоторые странности, происходящие с Грегори. Она случайно встречается на улице со своим старым знакомым, инспектором полиции Брайаном Камероном, который также заинтересовывается ее необычным образом жизни. В конце концов, проницательность Брайана позволяет добраться до разгадки и арестовать Грегори в тот момент, когда, казалось бы, его замысел удался…
Неимоверная элегантность бьет ключом в этой постановке, где все наводит на мысль о строгой последовательности штрихов и мазков. Мрачная и замшелая драма, которую Джордж Кукор превратил в умный и зрелищный спектакль. Драматическая интрига с самого начала захватывает зрителя и увлекает его настолько, что невольно становишься непосредственным участником происходящих на экране событий. Игра Ингрид Бергман настолько естественна, что сливаешься с мрачной атмосферой и начинаешь переживать вместе с ее героиней. Актриса буквально завораживает своей игрой, ее смятение, а затем ужас перед происходящим передается зрителю, становится трудно отличить реальность происходящего от самой истории. Шарль Буайе никогда не был так хорош, как в роли коварного мужа Паулы, пытающегося свести с ума супругу ради спрятанных на чердаке драгоценностей его тетки. Можно отметить дебют Анжелы Лэндсбери. Картина номинировалась на «Оскар» как лучший фильм года, за лучшего актера (Шарль Буайе), актрису второго плана (Анжела Лэнсбери), адаптированный сценарий и операторскую работу Джозефа Руттенберга, который начал снимать еще в 1917 году и работал над картинами «Женщина во тьме» (1934), «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941), «Бригадун» (1954), «Оскар» (1966). Ингрид Бергман получила за эту роль «Золотой глобус» и «Оскар», как и художники-постановщики, среди которых был Седрик Гиббонс («Кукла-дьявол», 1936; «Волшебник из страны Оз», 1939; «Парень по имени Джо», 1943; «Кентервилльское привидение», 1944; «Портрет Дориана Грея», 1945; «Почтальон всегда звонит дважды», 1946; «Копи царя Соломона», 1950; «Камо грядеши?», 1951; «Запрещенная планета», 1956), который в годы своего наивысшего расцвета умудрялся работать более, чем над двумя десятками фильмов в год! Он сорок раз номинировался на «Оскар» и получил 11 статуэток! Классический имидж романтического героя-любовника и профессионального соблазнителя, каким предстал Шарль Буайе: пренебрежительно взирающий с экрана холодными, устремленными в никуда огромными глазами, элегантный, с бархатным голосом равнодушный красавец-бонвиван, как никто умеющий передавать свое отношение к людям и событиям одним движением губ. Готическая детективная мелодрама на тему о встревоженной, терроризируемой и испуганной женщине была не единственной, снятой в сороковые годы в США. Можно вспомнить такие картины, как «Ребекка» (1940, режиссер Альфред Хичкок) с Джоан Фонтэн, «Подозрение» (1942, режиссер Альфред Хичкок) тоже с Фонтэн, «Лаура» (1944, режиссер Отто Премингер) с Джин Тирни, «Скрытая тенденция» (1946, режиссер Винсент Минелли) с Кэтрин Хэпберн, «Спиральная лестница» (1946, режиссер Роберт Сьодмак) с Дороти Макгир, «Извините, неправильно набран номер» (1948, режиссер Анатоль Литвак) с Барбарой Стэнвик, «Заговорщик» (1949, режиссер Виктор Савилль) с Элизабет Тэйлор. Название фильма трактуется двояко: подразумевается и мерцающий свет газовой лампы, и выражение «to gaslight», то есть «умышленно довести кого-либо до сумасшествия путем манипулирования его окружающей обстановкой». Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа