Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Ghosts Of Mars

«ПРИЗРАКИ МАРСА»
(Ghosts Of Mars)

США, 2001, 100 мин., «Storm King Productions/Columbia/TriStar»
Режиссер, сценарист и композитор Джон Карпентер
В ролях Айс Кьюб, Наташа Хэнстридж, Джоанна Кэссиди, Пэм Грайер

2176 год. Некоторое время назад земная цивилизация, расширившаяся до пределов солнечной системы, пережила кризис, в результате которого установился матриархат. Марс теперь используется только в качестве сырьевого придатка «голубой планеты». Мужчин на руководящих постах просто нет. Даже портреты на денежных купюрах исключительно женские. Группа марсианских полицейских во главе с лейтенантом Мелани Баллард отправляется в отдаленный шахтерский поселок, чтобы доставить в столицу для показательного судебного процесса врага общества номер один Джеймса Уилльямса. Задание на поверку оказывается не таким легким. Разбойник сидит в тюрьме, но зато на воле царит мерзость запустения, орнаментом которой служит огромное количество амулетов, сделанных из брелков, иголок, спиц для вязания и подвешенных за ноги безголовых трупов добытчиков «черного золота». Скоро полицейским становится ясно, что всему виной вырвавшийся на свободу из-за любопытства ученых воинственно настроенный дух Марса, стремящийся уничтожить инопланетных оккупантов, вселяясь в тела землян и превращая их в призраков. В результате чего те, кто в недавнем прошлом относился к homo sapiens, утеряв человеческие черты и способность рационально мыслить, становятся частью коллективного тела, толпы, управляемой единым духом, представленным в виде аморфной субстанции-красной пыли. Начинается борьба не на жизнь, а на смерть…
В конце тридцатых годов прошлого века американский писатель-фантаст Джон Кэмпбелл написал небольшой рассказ «Кто идет?», ставший этапным для жанра фантастики в мировой литературе и кино. В нем впервые поднималась проблема проникновения инопланетной субстанции в человеческий организм и связанных с этим разрушительных и необратимых изменений человеческой физиологии и психики. Проходили десятилетия, но затронутая Кэмпбеллом тема не становилась менее актуальной. Изменялся лишь подход к ней. Так, в пятидесятых годах в США было снято два значительных фильма, посвященных зловредности внешне идентичных миллионам законопослушных граждан существ, «Нечто из другого мира» (1951, режиссер Ховард Хоукс) и «Вторжение похитителей тел» (1956, режиссер Дон Сигел). Их появление было, безусловно, связано с подогреваемым маккартистскими расследованиями страхом перед «рукой Москвы» и призраком, описанным в «Манифесте коммунистической партии». В ремейках этих картин, снятых в последней четверти двадцатого века Джоном Карпентером («Нечто», 1982) и Абелем Феррарой («Похитители тел», 1993), самоидентификации зрителей с героями и жертвами способствовала уже не идеология, а реалия биологического характера: вирус СПИДа, происхождение которого, кстати, так до сих пор доподлинно не известно. Новая картина Джона Карпентера построена в том же ключе. Как видим, тема, поднятая Джоном Кэмпбеллом, не исчерпана и в третьем тысячелетии. Однако развивается она несколько отличным образом. Взгляд на проблему осуществляется в свете энергетического кризиса. Земляне сражаются не на своей территории, первыми начав свою экспансию на Марс, и, таким образом, выступают в роли захватчиков. Действия Марса являются реакцией самозащиты. Планета движима стремлением восстановить баланс, нарушенный земными учеными, повинными в экстенсивном использовании природных ресурсов Земли. Если бы использование земных залежей полезных ископаемых велось бы интенсивно, но аккуратно, просто не потребовалось бы начинать разработки в других регионах Солнечной системы. Однако было бы неправильным истолковывать работу Карпентера лишь в таком узком ключе. Обратим внимание на слова женщины-ученого, открывшей ящик Пандоры, о том, что красная пыль, столь фатально повлиявшая на марсианских шахтеров, аналогична некоторым земным организмам, живущим на месте высохших водоемов. Они заснули, но готовы проснуться, лишь только потревожат их вековой сон. Подобные темы часто встречаются в творчестве великого американского фантаста, «черного романтика» Ховарда Филиппса Ловкрафта. Джон Карпентер обращался к творчеству этого писателя и раньше, сняв фильм «В пасти безумия» (1995) по мотивам его произведений. Ловкрафтовские «Боги седой древности», как правило, пробуждаются к жизни исследователями, неверно понявшими самые базовые принципы научного познания, бесполезного и опасного без осознанной связи с традицией. В результате, безответственным экспериментаторам приходится сталкиваться с самыми жуткими последствиями ожившей архаики. Именно архаично выглядит у Карпентера ужасающая толпа призраков Марса, модифицировавших диким образом свои тела и лица. Перед такой опасностью меркнут все мелкие конфликты, обильно представленные в картине-противостояние полов, расовые различия, борьба за соблюдение законности. Лишь забыв о них, можно искоренить главное зло. Фильм доставит немало приятных моментов всем поклонникам творчества Джона Карпентера и фантастического жанра вообще. Теме инопланетного вмешательства помимо «Нечто» он посвятил такие фильмы, как «Они живут среди нас» (1988), «Деревня проклятых» (1995) и некоторые другие. Не пропали даром и его более «земные» постановки. Вновь, как в «Нападении на полицейский участок номер 13» (1976), он создал депрессивную клаустрофобическую атмосферу, поразительным образом сохраняющуюся даже на открытых пространствах. Это особенно удивительно, если принять во внимание, что все съемки улиц шахтерского городка велись не в павильоне, а на натуре, в индейской резервации, где несколько лет назад снимались «Вампиры» (1998). Опять Джон Карпентер демонстрирует любовь к изгоям («Побег из Нью-Йорка», 1981; «Побег из Лос-Анджелеса», 1997; «Вампиры») и неприязнь к деятелям истеблишмента («Они живут среди нас»). Основными действующими лицами снова становятся аутсайдеры: не брезгующая мужчинами и к тому же сидящая на галлюциногенах героиня и преступник. Остальные персонажи тоже, прямо скажем, не ангелы. Представительницу же власти обезглавливают в течение первых тридцати минут, а инквизиторам, судя по финалу, тоже не поздоровится. Есть сходства и менее значительные. Например, как и в «Деревне проклятых», образ океана служит эффективным способом защиты внутреннего мира человека от вмешательства извне. Прослеживается связь и с другими известными научно-фантастическими фильмами, такими, как «Чужой» (освещение и, в некоторой степени, декорации) или «Факультет» (сюжетный ход о недоступности затуманенного наркотиками сознания для инопланетного разума). Не обошлось, конечно, и без досадных оплошностей, к которым относятся, например, мгновенно заживающие раны. Так, судя по всему, дух Марса не может существовать в мертвом теле и сразу же после физической смерти своей оболочки начинает искать себе новое, незанятое убежище. Но странным образом получается, что в помещении, где находится только один призрак, инфицированный красной пылью, героям угрожает большая опасность, чем во время боя, где полицейские и преступники бок о бок уничтожают противника десятками и сотнями. Большим разочарованием фильма стала музыка, автором которой стал, как обычно, лично Карпентер, а исполнителем-группа с актуальным названием «Anthrax» (в переводе с английского-«сибирская язва»). Куда пропало холодное, минималистское звучание основных тем «Дня всех святых» (1978), «Тумана» (1979) и «Побега из Нью-Йорка»-непонятно. Эта картина однозначно относится к числу творческих удач режиссера. В ней, как и в своих лучших работах, Джон Карпентер дает зрителям возможность заглянуть за грань, отделяющую материальный и рациональный мир от запредельного, где очищенные от мишуры красивых фраз и высоких технологий притаились призраки подсознания. Где, надежно окопавшись, засел многоликий и полиморфный «враг внутри». Где уже отчетливо слышен зов приближающегося Ктхулху. Звучат композиции в исполнении Steve Vai, групп «Cars» и «Buckethead». Вместо Наташи Хэнстридж должна была сниматься Кортни Лав, но она как раз в это время получила травму. Со-сценаристом был Ларри Сулкис, который в 1988 году продюсировал картину Джона Карпентера «Они живут среди нас». Спецэффекты сделали компании «KNB», «Amalgamated Pixels», «Hunter/Gratzner Industries» и «ShadowCaster». На международном кинофестивале в Ситгее картина номинировалась на Гран-при. Бюджет картины составил 28 миллионов долларов, а собрала она в прокате США 8, 5 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа