Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Godfather

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ»
(The Godfather)

США, 1972, 175 мин., «Paramount»
Режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола по Марио Пьюзо, композитор Нино Рота, гример Дик Смит
В ролях Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалль, Стерлинг Хайден, Талия Шаир, Дайан Китон, Ричард Конте, Джон Казале

Сороковые годы прошлого века. Нью-Йорк. Глава мафиозной группировки Вито Корлеоне собирается передать семейный бизнес четырем своим сыновьям. Главы других гангстерских «семей» намереваются начать заниматься в городе распространением наркотиков. Когда они предлагают Вито Корлеоне вступить в дело, тот, руководствуясь старыми моральными правилами, отказывается. В результате в отношениях между мафиозными группировками нарастает напряженность, грозящая вылиться в кровавую мясорубку при разделе сфер влияния, деятельности и территорий. Вито Корлеоне всеми силами старается не допустить этого, но…
Роль Вито Корлеоне хотел получить Берт Ланкастер, но студия «Paramount» его кандидатуру никогда не рассматривала, в отличие, скажет от Эрнеста Борнайна, Орсона Уэллса, Джорджа Скотта, Энтони Куинна (год спустя он все-таки сыграл похожую роль в картине «Дон мертв», 1973) и Эдварда Робинсона. Студия даже хотела пригласить на эту роль итальянского продюсера Карло Понти. Сам Фрэнсис Форд Коппола хотел видеть в этой роли Лоуренса Оливье или Марлона Брандо. Но продюсеры понимали, что Оливье, в то время боровшийся с раком, не согласится на роль, поэтому обратились к кандидатуре 47-летнего Брандо. Сам Фрэнк Синатра обратился к режиссеру и предложил себя. Но роль все равно ушла Брандо, который третий раз победил Синатру в борьбе за главную роль: до этого он опередил его в картинах «На водном фронте» (1954) и «Guys and Dolls» (1955). Но так как предыдущий фильм актера «Queimada» (1969) потерпел сокрушительный финансовый провал, то Брандо просто перестали предлагать главные роли в Голливуде, считая его отработанным материалом. И здесь продюсеры сначала предложили ему гонорар согласно тарифам профсоюза актеров, но затем сжалились и выплатили индивидуальный гонорар в размере 300 тысяч долларов. Именно переговоры о сумме гонорара привели к тому, что Брандо отказался рекламировать этот фильм и сыграть в продолжении, вышедшем через два года. В 1971 году в качестве рекламы картины вышла одноименная настольная игра. Реальный босс мафии итальянец Джо Коломбо попытался воспрепятствовать съемкам этого фильма. Продюсер фильма Альберт Рудди встретился с Коломбо и выслушал его претензии: не использовать в картине слов «мафия» и «коза-ностра», а также нанять для съемок его гангстеров в качестве консультантов и статистов. Когда владелец студии «Paramount» Чарли Блюдом прочитал об этом соглашении в газетах, он пришел в ярость, уволил Рудди и закрыл проект. Но сценарист Роберт Эванс убедил Блюдома, что соглашение с Коломбо будет выгодным фильму, и тот вернул Рудди. Продолжение «Крестного отца» началось планироваться еще до завершения проката этой картины. В роли Карло Рицци снялся никому не известный Джанни Руссо («Лазерный взрыв», 1978; «Братья Супермарио», 1993; «Красный дракон», 2002), который никогда не снимался до этого. Он так хотел получить эту роль, что задействовал свои связи с организованной преступностью, сам нанял съемочную группу, снял свои пробы и отправил их Копполе. Марлон Брандо был категорически против того, чтобы сниматься вместе с дебютантом, но Руссо начал угрожать актеру. Брандо подумал, что Руссо играет перед ним свою роль, и лишь когда выяснилось, что Руссо угрожал по-настоящему, то согласился, что Руссо убедителен в роли Рицци. Культовая цитата фильма: «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться!». Студии не понравились первые отснятые материалы, поэтому они хотели заменить Копполу более опытным режиссером Элиа Казаном. Но Брандо пригрозил покинуть проект, если Коппола будет уволен. В режиссерское кресло мог сесть и Сержио Леоне, но тот посчитал сценарий, облагораживающий мафию, недостойным. Позднее Леоне сожалел о своем отказе, что, впрочем, не помешало снять ему похожий гангстерский эпик «Однажды в Америке» (1984). Именно Брандо придумал, чтобы Дон Карлеоне выглядел как бульдог, поэтому пришел на пробы с кусками ваты за щеками. Когда эта идея пришлась по вкусу режиссеру и продюсерам, вату заменили специальными подушечками, сделанными дантистом. Во время репетиций в сцене в спальне использовали искусственную голову лошади. Но для реальных съемок с завода по производству пищи для собак привезли настоящую голову. Поэтому крик актера Джона Марли, когда он увидел ее, был настоящим, ибо его не предупредили, что голова лошади будет настоящей. Кошка, которую Марлон Брандо держит на руках в начале фильма, не была в сценарии, а актер просто нашел ее на съемочной площадке. Она так и промурлыкала весь монолог Брандо. Большую часть своих реплик Брандо не учил, а читал по подсказывающим картонкам. В эпизоде, когда Вито Корлеоне выбирает мандарины перед своим убийством, в окне магазина висит постер, анонсирующий боксерский поединок с участием Джейка Ла Мотты. Сыгравший молодого Вито Корлеоне в картине «Крестный отец-2» (1974) актер Роберт Де Ниро позднее сыграл самого Ла Мотту в фильме «Бешеный бык» (1980). Чтобы показать, что у Аль Пачино сломана челюсть после удара капитана Маккласки, ему постоянно пришлось носить латексную наклейку во всю левую щеку. В картине снялись многие родственники самого Копполы: от сестры Талии Шаир, сыгравшей Конни Корлеоне во всей трилогии, до Софии Копполы, которой в тот момент было всего три недели от роду. В картине более 60 (!) сцен, где персонажи едят или пьют. Нино Рота должен был номинироваться за свою музыку на «Оскар», но академики узнали, что он включил в фильм свою немного переработанную музыку из картины «Fortunella» (1958) и не дали награду. Голос Корлеоне Марлон Брандо имитировал с реального гангстера Фрэнка Костелло, которого видел по телевизору во время сенатских слушаний 1951 года. Поместье Джека Вольтца также использовалось как особняк Алана Стэнвика в картине «Флетч» (1985). На одну из небольших ролей проходил пробы молодой Сильвестр Сталлоне. Когда роль ему не досталась, он решил заняться сценарным ремеслом и написал сценарий для картины «Lord's of Flatbush» (1974). Позднее он пробился в ранг звезд с картиной «Рокки» (1976), где роль его супруги также сыграла Талия Шаир. Редкий случай в Голливуде, когда продюсеры настояли не на сокращении длительности фильма, а на увеличении. В результате представленный первым 126-минутный вариант фильма был отвергнут с требованием добавить больше сцен. В результате Коппола добавил еще почти 50 минут. На роль Джонни Фонтейна проходили пробы известные певцы того времени Фрэнки Авалон и Вик Дамон. Коппола остановил свой выбор на Дамоне, но продюсеры заменили его на Эла Мартино. Тот так боялся потерять роль в этом фильме, что также задействовал свои связи с организованной преступностью, чтобы они не допустили его замены. Я думаю, всем ясно, что прообразом Фонтейна послужил Фрэнк Синатра. Когда он узнал об этом, то пришел в бешенство, а, однажды встретив Пьюзо в ресторане, стал оскорблять и угрожать ему. В результате роль Фонтейна пришлось сократить всего до пары эпизодов, ибо связываться с Синатрой в Голливуде действительно было опасно. От режиссерского кресла отказался Питер Богданович. Актер Ленни Монтана, игравший Люку Брази, так нервничал, снимаясь в сцене с Марлоном Брандо, что в первом дубле проглотил несколько своих фраз. Но Копполе понравилось это состояние Монтаны, поэтому он вставил этот дубль в фильм. Персонаж Мо Грина основан на реальном гангстере-еврее Багси Сигеле. Марио Пьюзо дал имя сыну Вито Корлеоне Сонни, ибо его носил сын Аль Капоне. Правда, Сонни Капоне так никогда и не стал гангстером. Картину предполагали целиком снимать на голливудской студии, чтобы снизить бюджет. Но художественный оформитель Дин Тавуларис пригрозил продюсерам надстроить над каждым зданием на съемочной площадке по два этажа, чтобы они выглядели как Нью-Йорк. Тогда студия смилостивилась и разрешила снимать в настоящем Нью-Йорке. Съемки прошли более, чем в 100 местах города. Это первый фильм известного актера Джо Спинелла. Марлон Брандо снимался только 35 дней, чтобы успеть на съемки картины «Последнее танго в Париже» (1972), а всего съемки заняли 62 дня. Продюсер студии «Paramount» Питер Барт купил права на роман Пьюзо тогда, когда он даже не был закончен, а представлял собой 20-страничный конспект. Писатель рисовал главного героя с реальных гангстеров Нью-Йорка Джо Профаси и Вито Женовезе, а также на основе реальных случаях из их жизни и жизни их окружения, которые были известны общественности. Студия первоначально собиралась снять малобюджетный гангстерский фильм, события которого разворачиваются в настоящее время, а не на протяжении 40-50-х годов. Но Коппола отвергнул этот сценарий Пьюзо и попросил следовать его роману. Когда Пьюзо принес второй вариант сценария, максимально приближенный к роману, Коппола настоял, чтобы фильм назывался не просто «Крестный отец», а «Крестный отец по Марио Пьюзо», ибо считал, что писатель заслужил свое упоминание в главных титрах картины. Актриса Дайан Китон свою роль Кей Адамс «снимала» с супруги режиссера Элеаноры Коппола. Сцену, в которой Сонни избивает Карло (мужа Конни) снимали четыре дня в присутствии более, чем 700 статистов. Предки Аль Пачино по материнской линии эмигрировали в США именно из сицилийского городка Корлеоне, откуда родом Вито Корлеоне. В 1969 году Коппола встречался у себя дома с продюсерами Альбертом Рудди и Грейем Фредериксоном, чтобы обсудить проект фильма «Разговор» (1974). Раньше Коппола послал сценарий «Разговора» Марлону Брандо, который во время этой встречи позвонил Копполе и отказался от роли. Прямо перед этой встречей Коппола обратил внимание на заметку в газете о грядущем выходе романа Марио Пьюзо «Крестный отец». Несколько месяцев спустя все пять этих человек собрались вместе, чтобы обсудить экранизацию романа. Сначала Коппола не хотел садиться в режиссерское кресло, считая, что фильм прославляет мафию и насилие и плохо скажется на его собственном сицилийском прошлом. Но потом он поменял свою точку зрению, решив снять этот фильм как аллегорию на американский капитализм. Персонаж голливудского босса Джека Вольтца основан на главе студии «MGM» Луисе Мейере. Он очень любил скачки и владел собственной конюшней, но ушел из спорта после того, как его племянник Уилльям Гетц с помощью мафии подстроил так, чтобы лошади Мейера победили в нескольких заездах. На роль Апололнии претендовала Оливия Хасси, а Коппола предложил эту роль Стефании Сандрелли, но она отказалась. Ходил слух, что на роль Сонни претендовал Берт Рейнольдс, но Марлон Брандо не захотел сниматься с ним, считая его телевизионной звездой. Еврей Джеймс Каан играет итальянца Сантино Корлеоне, а итальянец Алекс Рокко играет еврея Мо Грина. На роль Майкла Корлеоне проходили пробы Мартин Шин и Дин Стокуэлл. Эта роль была предложена Дастину Хоффману и Джеку Николсону, но они отказались. Режиссерское кресло, продюсирование и роль Майкла были предложены Уоррену Битти, но он от всего отказался. Кандидатуры Алена Делона и Берта Рейнольдса были отвергнуты режиссером. Руководитель студии «Paramount» Роберт Эванс предложил на роль Майкла актера Роберта Рэдфорда, но Коппола категорически воспротивился. В итоге Эванс уступил роль Аль Пачино, которого он за глаза называл «карликом». Прежде, чем получить эту роль, Аль Пачино должен был сниматься в фильме «Банда, которая не умела стрелять» (1971). Но продюсерам студии удалось мирно разорвать уже подписанный контракт. Эванс очень не хотел видеть в роли Майкла Аль Пачино, пока не восхитился его игрой в картине «Panic in Needle Park» (1971). Роберт Де Ниро практически получил роль в этом фильме, но Коппола отсоветовал ему играть второстепенную роль, а взять роль Аль Пачино в «Банде, которая не умела стрелять». Этим Коппола способствовал появлению Де Ниро в роли молодого Вито Корлеоне во втором фильме трилогии, которая принесла ему «Оскар» и запустила головокружительную голливудскую карьеру. Эпизоды монтажа фотографий с мест преступлений и газетных заголовков сделал Джордж Лукас в благодарность Копполе, который помог ему профинансировать его картину «Американские граффити» (1973). Лукас попросил не указывать его имя в титрах. В сцене возле госпиталя, когда капитан Маккласки пытается арестовать Майкла, офицером, который просит капитана не делать этого «Он чист, капитан. Он-герой войны», был детектив полиции Сонни Гроссо, ставший знаменитым по делу о раскрытии транспортировки наркотиков из Франции в США, описанному в картине «Французский связной» (1971). За роль в этом фильме Аль Пачино получил свою первую из четырех последовательных номинаций на «Оскар». Он стал в один ряд с такими актерами, как Дженнифер Джонс (1943-46), Тельма Риттер (1950-53), Марлон Брандо (1951-54) и Элизабет Тейлор (1957-60), которые также четыре года подряд номинировались на приз американской киноакадемии. Все актеры, игравшие сыновей Марлона Брандо (Роберт Дювалль, Аль Пачино, Джон Казале и Джеймс Каан) были всего от 6 до 16 лет младше его. Однажды полиция предупредила продюсера Альберта Рудди, что за его машиной следят гангстеры. Чтобы сбить их со следа, Рудди поменялся машиной со своей помощницей Бетти Маккарт. Однажды вечером Макарт обнаружила свою машину с открытыми окнами и запиской «Заканчивай снимать этот фильм, а то мы за себя не отвечаем!». Перед съемками Коппола устроил претендентам на роль (Аль Пачино, Джемсу Каану, Роберту Дюваллю и Дайан Китон) неофициальные пробы у себя дома. Продюсер Роберт Эванс настоял, чтобы пробы прошли по всем правилам в студии, на что ушло 420 тысяч долларов, но в итоге роли получили именно те актеры, которых хотел видеть Коппола. На роль Тома Хагена проходили пробы Стив Маккуин, Пол Ньюман и Брюс Дерн. Интересно, что родственниками актера Эла Леттьери, сыгравшего Солонзо, были настоящие гангстеры. Брандо подружился с ним на съемках картины «Вечер следующего дня» (1968), и, чтобы подготовить того к роли, Леттьери привел Брандо на ужин к своей многочисленной семье. Сыгравший Люку Брази актер Ленни Монтана ранее работал телохранителем гангстеров. Коппола очень не хотел, чтобы его сестра Талия Шаир получила роль Конни, ибо считал ее слишком хорошенькой, но настоял лично Марио Пьюзо. Главную роль очень хотел получить Орсон Уэллс, но Коппола, с большим уважением относившийся к нему, был вынужден отказать, ибо видел в этой роли исключительно Марлона Брандо. Босс мафии Пол Кастельяно однажды зашел на съемочную площадку и о чем-то говорил с актером Ричардом Кастельяно. Лишь после убийства Пола в 1985 году Ричард рассказал, что тот был его родным дядей. Кандидатуру актера Ричарда Конте предложила мать Мартина Скорсезе. Этот фильм стал его последней работой в США. Сыгравшая супругу Вито Корлеоне актриса Моргана Кинг была всего на пять лет старше Джона Казале и на 10-Аль Пачино и Джеймса Каана, которые играли ее сыновей. Во всей трилогии появление в том или ином эпизоде апельсинов свидетельствует о приближении убийства. Всего в этой картине 18 трупов, учитывая лошадь. Сцена смерти Вито Корлеоне была снята, но не включена в фильм, ибо продюсеры посчитали, что, увидев его похороны, зрители поймут, что произошло. Аль Пачино едва не был уволен прямо посредине съемок, ибо продюсеры просмотрели отснятый материал, где Майкл лишь присутствует на свадьбе, и воскликнули: «Когда же он сделает что-нибудь?». Лишь увидев сцену, где Майкл убивает Солонзо и Маккласки в ресторане, они успокоились, и Аль Пачино продолжил сниматься. Картина получила «Оскар» за лучший сценарий и актера (Брандо), а номинировалась за лучшую режиссуру, костюмы, монтаж, музыку, звук и актера второго плана (Аль Пачино и Роберт Дювалль). Марлон Брандо отказался принять награду в знак протеста против дискриминации коренных жителей Америки (индейцев). Он прислал вместо себя индейку по имени Sacheen Littlefeather, которая позднее оказалась малоизвестной голливудской актрисой Марией Крус. Когда вручавшие награду Роджер Мур и Лив Ульманн попытались отдать ей статуэтку, девушка не взяла ее и прочла гневную речь по этому поводу. Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую музыку Нино Рота, а номинировала за лучшие костюмы, актера (Брандо), актера второго плана (Дювалль) и актера-дебютанта (Аль Пачино). Итальянская киноакадемия вручила картине свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному фильму года, а Аль Пачино-специальный приз за дебют. Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, сценарий, музыку, актера (Брандо) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшего актера (Аль Пачино) и актера второго плана (Каан). Также музыка Нино Рота удостоилась премии «Грэмми». В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 6 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 245 миллионов и еще 157 миллионов выручила за право использования по всему миру. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа