Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Gojira

«ГОДЗИЛЛА»
(Gojira)

Япония-США, 1954, 98 мин., ч/б, «Embassy Pictures Corporation/Toho»
Режиссер и сценарист Иширо Хонда, композитор Акира Ифукубе
В ролях Такаши Шимура, Момоко Кочи, Акира Такарада

Возле одного острова в Тихом океане пропадают корабли. Власти Японии в тревоге посылают туда несколько исследовательских экспедиций, которые также исчезают без следа. Наконец, решают послать ученых, но не на корабле, а на вертолете. Они прибывают в злополучное место и обнаруживают, что доисторический монстр типа тираннозавра возвратился к жизни в результате подводных испытаний американцами атомной бомбы. Самое плохое заключается в том, что он направляется к Токио. Уничтожить его может только секретный аппарат «Oxygen Destroyer», изобретенный доктором Серизавой…
Подобно тому, как Кинг-Конг с 1933 года долгие годы был кумиром американцев, так и японцы гордятся своим Годзиллой-персонажем нескольких десятков полнометражных фантастических фильмов. Годзилла-гигантский ящер, извергающий радиоактивное пламя, который совершает опустошительные набеги на современный японский город. Придумал его и вывел на киноэкран режиссер Иширо Хонда («Годзилла, король монстров», 1956; «Родан», 1956; «Варан», 1958; «Сражение в открытом космосе», 1960; «Мотра», 1962; «Горат», 1962; «Кинг-Конг против Годзиллы», 1962; «Нападение людей-грибов», 1965; «Франкенштейн встречает гигантскую дьявольскую рыбу», 1965; «Монстры Франкенштейна: Сандра против Гайры», 1966; «Месть Годзиллы», 1969; «Годзилла против монстра Зеро», 1970; «Уничтожь всех монстров», 1971; «Монстры с неизвестной планеты», 1975), сняв этот первый фильм, где действует ящероподобное чудовище. Картине сопутствовал кассовый успех, и вскоре появились продолжения, где устрашающий ящер нередко выступал в компании с другими не менее фантастическими персонажами: птеродактилем Роданом, трехглавым монстром Шидраном, Вараном, Мотрой и даже истинно американским Кинг-Конгом. В настоящее время данный миф полностью себя исчерпал, но картины о Годзилле продолжают выходить во многих странах с той же плодовитостью. Интересно, что в качестве Годзиллы выступал обыкновенный человек в костюме чудовища, передвигающийся среди миниатюрного Токио. Американцы Ричард Кей и Харольд Росс, удивленные успехом этого фильма, спустя два года выкупили у японцев права на картину, наняли монтажера и режиссера Терри Морса («Dragon Murder Case», 1934; «Убийство в большом доме», 1942; «Неизведанный мир», 1951; «Куруку: чудовище из Амазонии», 1956; «Рабыни любви Амазонии», 1957; «Космические дети», 1958; «Робинзон Крузо на Марсе», 1964; «Девочка, которая знала слишком много», 1969), взяли аналогичные декорации. Сняли новые сцены с американским актером Реймондом Берром в роли журналиста Стива Мартина, удалили некоторые оригинальные эпизоды и выпустили в 1956 году фильм на американский кинорынок под названием «Годзилла-король монстров». Все это обошлось им в 100 тысяч долларов, а прибыль за следующие два года составила 2 миллиона. Иширо Хонда очень часто работал с Акирой Куросавой. Свое имя чудовище получило от двух слов: горилла (gorira) и кит (kujira). Так в шутку называли огромного мужчину, работавшего пресс-агентом на студии «Toho». В 2007 году академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший DVD-релиз. Бюджет фильма составил 1 миллион долларов, но принес он только за право использования в Японии почти 10 миллионов. Оценка 2 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа