Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Goldfinger

«ЗОЛОТОЙ ПАЛЕЦ»
(Goldfinger)

Великобритания, 1964, 110 мин., «United Artists»
Режиссер Гай Хэмилтон по Йану Флемингу, композитор Джон Барри
В ролях Шон Коннери, Онор Блэкман, Герт Фробе, Ширли Итон, Мартин Бенсон

Банк Великобритании обнаруживает, что кто-то во всем мире скупает большое количество золота. Они предполагают, что за этими событиями может стоять крупный теневой делец Орик Голдфингер. Правительство страны посылает агента 007 Джеймса Бонда, чтобы тот выяснил планы Голдфингера. Вскоре Бонд проникает в хитроумные замыслы Голдфингера, намеревающегося уничтожением хранилища золотого запаса США Fort Knox, ввергнуть мировой финансовый рынок в хаос. Теперь Бонду необходимо предотвратить осуществление грандиозных планов очередного мегаломаньяка…
На роль главного злодея претендовали актеры Теодор Байкель и Титос Вандис. Хотя действие фильма разворачивается большей частью в США, абсолютно все эти эпизоды были сняты в Англии. Во время драки Шона Коннери с Oddjob в Fort Knox, актер повредил спину. Съемки пришлось отложить, после чего пошли слухи, что эта травма должна была подтолкнуть продюсеров саги увеличить гонорар Коннери в следующих фильмах. Владельцы марки автомобилей «Aston Martin DB5» не очень хотели, чтобы их машины использовались в картине, так что продюсерам пришлось заплатить за это право. Но бешеный успех фильма, а также увеличение продаж автомобилей этой марки на 50% привели к тому, что создатели саги больше никогда в будущем не платили денег за использование машин любых марок. Первое использование лазерного луча в кинофильме. Главный злодей Голдфингер во всех эпизодах одет в желтую или золотистую одежду. В единственном эпизоде, где на нем надета форма американского полковника, у него в руках золотой револьвер. Герт Фробе получил роль главного злодея после того, как продюсеры увидели его в немецком триллере «Es geschah am hellichten Tag» (1958), где он играл серийного убийцу-психопата. Интересно, что когда актер признался, что в свое время состоял в партии нацистов, этот фильм на долгие годы был запрещен в Израиле. Запрет был снят, когда одна еврейская семья рассказала, что во время войны Фробе спас их от смерти. Компания «Ford Motor Company» разрешила раздавить их автомобиль представительского класса «Lincoln Continental» в обмен на то, что их новая модель «Ford Mustang» будет задействована в сцене преследования в Альпах. Когда снимали эпизод уничтожения «Lincoln» вся съемочная группа молчала от осознания ужаса того, что они делают. Для получения звука раздавливания машины звукорежиссер использовал звук раздавливания пустых банок из-под пива. Шон Коннери практически одновременно снимался у Альфреда Хичкока в картине «Марни» (1964). Фильм вошел в книгу рекордов Гиннесса, как фильм, быстрее всех в истории кино собравший самую большую кассу (3 миллиона долларов за две недели). Некоторыми участницами женского летающего цирка Пусси Галоре были мужчины в белых париках. Бюджет картины был больше бюджетов первых двух фильмов саги вместе взятых. Имя Голдфингер Йан Флеминг взял у современного венгерского архитектора Эрно Голдфингера, которого очень не любил. Среди прочих работ Эрно Голдфингер оформил башню Trellick в Лондоне. Продюсеры так хотели видеть в роли Пусси Галоре актрису Онор Блэкман, что разрешили ей внести в сценарий эпизод с использованием ею дзюдо. В романе Флеминга Пусси Галоре-лесбиянка. Ее исполнительница Онор Блэкман стала самой возрастной девушкой Бонда во всей саге-на момент съемок ей было 37 лет. Исполняющая роль Бониты-танцовщицы в ночном клубе актриса Надя Реджин ранее снялась в роли девушки Керима Бея в картине «Из России с любовью» (1963). Фробе практически не говорил по-английски, поэтому его дублировали. Воссоздание хранилища Fort Knox на студии «Pinewood» было столь достоверным, что в декорациях круглосуточно дежурили охранники, следящие за тем, чтобы не растащили «слитки золота». Администрация настоящего Fort Knox после выхода фильма в прокат прислала художникам-оформителям во главе со знаменитым Кеном Адамом письмо с восхищением их работой. Онор Блэкман ради роли в этом фильме оказалась от своей роли Кэти Гейл в культовом телесериале «Мстители» (1961). Практически единственная серьезная роль в кино у модели Тани Маллет, сыгравшей Тилли. Ранее она проходила пробы на роль Татьяны Романовой в картине «Из России с любовью». Йан Флеминг скончался за месяц до выхода этого фильма в прокат. Режиссер первых двух фильмов саги Теренс Янг собирался снимать и этот фильм, но условия его контракта не устроили продюсеров, и он покинул проект. Первый фильм саги, удостоившийся «Оскара». Идея удушения от покрытия кожи человека золотом пришла к Флемингу из фильма «Сумасшедший дом» (1946). Золотой грим актрисе Ширли Итон наносили в течение двух часов. На съемочной площадке постоянно находился врач, а желудок актрисы был пуст. После съемок начали распространяться слухи, что Итон в самом деле погибла во время съемок этой сцены. Актриса в этом «золотом» виде появилась на обложке журнала «Life». Продюсеры хотели пригласить на роль Голдфингера Орсона Уэллса, но тот потребовал слишком большой гонорар. Когда и Герт Фробе захотел получить 10% от прибыли, продюсеры вновь вернулись к кандидатуре Уэллса, считая, что он может обойтись дешевле. Первый фильм саги, показанный по телевидению в США. Он получил невероятный рейтинг в стране: его посмотрели почти 50% зрителей. Актер Милтон Рейд очень хотел получить роль Oddjob, но безуспешно. Позднее он сыграл похожего персонажа Сандора в фильме «Шпион, который меня любил» (1977), а еще раньше появился в качестве охранника доктора Но в первом фильме саги. Актера Джека Лорда попросили вернуться к роли агента ЦРУ Феликса Лейтера, которого он сыграл в первом фильме саги, но актер отказался. Онор Блэкман стала первой девушкой Бонда, которая снималась до этого в кино. Урсула Андресс и Даниэла Бьянки были дебютантками. Первая из трех заглавных песен саги в исполнении певицы Ширли Бессей. Позднее она также спела в картинах «Бриллианты навсегда» (1971) и «Лунный гонщик» (1979). Также это первая песня в саге, попавшая в десятку лучших песен хит-парада журнала «Billboard». Интересно, что продюсировал песню легендарный продюсер «Битлз» Джордж Мартин. Первая роль в кино профессионального рэстлера и тяжелоатлета Харольда Сакаты, сыгравшего Oddjob. Успех этой роли привел к тому, что он начал профессиональную карьеру актера, снявшись вскоре в другой экранизации Йана Флеминга «Poppy Is Also a Flower» (1966) у режиссера первых двух фильмов саги про Бонда Теренса Янга. Роль Джилл Мастерсон первоначально предложили актрисе Ширли Энн Филд, но она отказалась. В конце фильма появляется надпись, что «Джеймс Бонд вернется в картине «На секретной службе ее величества». Но продюсеры фильма не смогли получить разрешение на съемку в Швейцарии, так что им пришлось снимать картину «Шаровая молния» (1965), а анонсированный фильм вышел в 1969 году. Позднее надпись изменили на правильную. Идея меняющихся номеров машины Бонда пришла лично от режиссера Гая Хэмилтона. Это любимый фильм саги у Стивена Спилберга. Успех этого и следующего фильма саги «Шаровая молния» вознесли Шона Коннери на первое место среди самых прибыльных кинозвезд в 1965 году. Интересно, что снявшийся в семи фильмах саги Роджер Мур так никогда и не использовал ставший знаменитым после этого фильма «Aston Martin DB5». Единственный фильм, где Мур садится за руль машины этой марки, был «Гонки пушечное ядро» (1981), являвшийся своеобразной авторской пародией на роль Джеймса Бонда. Всего в картине целых 62 трупа. Единственный фильм саги с участием Шона Коннери, в конце которого актер показан не на море. Харольд Саката серьезно обжег руку, доставая шляпу в сцене своей смерти, но смог доиграть ее до конца, пока режиссер не крикнул «Снято!». Картина получила «Оскар» за лучшие звуковые эффекты. Англичане номинировали картину на свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление. При бюджете в 3 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 125 миллионов и еще 107 миллионов выручила за право использования во всем мире. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа