Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic 
Gothic

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Gothic

«ГОТИКА»
(Gothic)

Великобритания, 1986, 87 мин., «Virgin Vision»
Режиссер Кен Расселл, композитор Томас Толби
В ролях Джулиан Сэндз, Наташа Ричардсон, Габриэль Бирн, Тимоти Сполл

Ночь 16 июня 1816 года. Вилла Диодати на Женевском озере. Там собрались двадцатитрехлетний Перси Шелли, его 19-летняя подруга Мэри Гудвин (позднее Мэри Шелли), ее 18-летняя сводная сестра Клэр Клэрмон, двадцативосьмилетний лорд Байрон и его бывший любовник, врач Джон Полидори. Они даже не подозревали, что этой ночью готические духи со всей Европы выбирают того, кто бы создал историю их жизни. Избранник должен написать очень страшное и великое творение. Начавшаяся буря высвобождает все фантазии собравшихся и стимулирует воображение, усиленное наркотиками и спиртным. События, происшедшие этой ночью дали толчок к рождению «Франкенштейна» Мэри Шелли и «Вампира» Джона Полидори. Сюжет последнего, похоже, был взят из реальной жизни лорда Байрона…
Интеллектуальная истерия фильма создает атмосферу, в которой духи и демоны получают автономную жизнь от своих создателей. Фильм показывает формирование в мозгу Мэри Шелли истории о Франкенштейне, а также трагический конец реальных жизней Перси Шелли, лорда Байрона и Полидори. Знаменитый в свое время рассказ Джона Полидори «Вампир» в самом деле была написан под влиянием одной ночи. Предположительно, даже Брэм Стокер прочитал эту историю, прежде чем написать уже свое всемирно известное произведение. Но, честно говоря, ожидаешь значительного большего от такого сюжета. Спецэффекты беспричинные, провокационные, музыка странная. Все это предназначено играть на нервах зрителей, но практически ничего не говорит о реальном происхождении «Франкенштейна» (1818) Мэри Шелли. Стоит отметить, что Кен Расселл довольно хорошо знаком с историей и поставил немало фильмов, действие которых разворачивается в прошлых веках: «Дьяволы» (1970), «Любители музыки» (1970), «Малер» (1974), «Листомания» (1975), «Валентино» (1977), «Последний танец Саломеи» (1988). Режиссер обратился к традициям английской литературы, отправился в глубь веков, проделав путь к истокам творений романтиков начала позапрошлого столетия, немало почерпнувших из культуры средневековья. В фильме немало экстравагантных образов, визуальных эффектов, хотя явно чувствуется исчерпанность, отработанность манеры, усталость режиссера. Финал придуман оригинально, но рассказан скороговоркой, второпях. Складывается ощущение, что Кен Расселл лишь пунктирно изложил свой замысел, зато привлек внимание к благодатному материалу, почему-то не освоенному до него другими кинематографистами. Вслед за «первооткрывателем» двинулись остальные. В 1988 году появились сразу две картины о той же мистической истории: «Грести под ветром» испанца Гонсало Суареса и «Лето призраков» работающего в США чеха Ивана Пассера. На международном кинофестивале «Fantasporto» картина получила призы за лучшие спецэффекты и актера (Габриэль Бирн, также за роль в фильме «Defence of the Realm», 1985), а номинировалась на Гран-при. В прокате США фильм собрал около 1 миллиона долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

 

        Мацнев Р.А., содержание, дизайн, оформление, верстка, разработка сайта, 2006-2017 гг.