La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion  La grande illusion

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

La grande illusion

«ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ»
(La grande illusion)

Франция, 1937, 114 мин., ч/б, «Realisation d'art cinematographique»
Режиссер и сценарист Жан Ренуар, композитор Джозеф Косма
В ролях Жан Габен, Дита Парло, Пьер Фресне, Эрик Фон Строхейм

1916 год. Германский пилот фон Рауфенштайн сбивает двенадцатый самолет. Он приглашает к себе за стол двух французов, бывших на борту сбитой машины: пилота капитана Марешаля и капитана де Боэльдье из аристократического рода. Французов отправляют в лагерь для военнопленных в немецком тылу, где они попадают в одну камеру с актером мюзик-холла и неким Розенталем, сыном банкира и владельцем пошивочного ателье. Родители шлют Розенталю передачи с продуктами, которые тот делит с товарищами. Вскоре новоприбывшие узнают, что их соседи по камере роют подкоп для побега. Военнопленные ставят в лагере любительский спектакль. Актер играет главную роль в окружении солдат, переодетых танцовщицами. Марешаль поднимается на сцену, чтобы объявить об освобождении французами Дуамона. Пленные хором поют «Марсельезу». Марешаля сажают в карцер; одиночество действует ему на нервы. Выйдя из карцера, он возвращается в камеру. Тоннель почти закончен, но в этот момент всех офицеров переводят в другой лагерь. Марешаль и де Боэльдье попадают в старинную крепость тринадцатого века, комендантом которой назначен фон Рауфенштайн. После тяжелого ранения он может служить родине только в унизительной должности надзирателя. Он устраивает своим подопечным экскурсию по новому месту их заключения, особо подчеркивая, что сбежать из этого замка невозможно. Однако непредвиденный случай наводит де Боэльдье на мысль о побеге, планом которого он делится с Марешалем и Розенталем. Русские пленные получают от императрицы ящик с подарками. Они надеются найти там еду и выпивку, однако в посылке нет ничего, кроме книг. Вне себя от ярости, русские разводят из них костер. Де Боэльдье замечает, что в суматохе все часовые покинули свои посты: ситуация как нельзя больше подходит для побега-если бы герои успели ею воспользоваться. Значит, надо создать другую, похожую. Сговорившись между собой, все пленные устраивают импровизированный концерт на флейтах. У них конфискуют инструменты. Это было предусмотрено. Концерт продолжается: в ход идут кастрюли и все, что ни попадется под руку. Во дворе устраивают перекличку. К этому тоже готовились. Одинокое соло на флейте доносится с крыши крепости. Это де Боэльдье, и часовым приходится пуститься за ним в погоню. В это время Марешалю и Розенталю удается бежать по веревке. Рауфенштайн вынужден стрелять в де Боэльдье-к его величайшему сожалению, поскольку между ними, аристократами, сложилась искренняя дружба. Он просит у француза прощения за то, что попал ему в живот, хотя целился в ноги. Несколько мгновений спустя он закрывает глаза умершему. Два беглеца мучительно продвигаются к швейцарской границе. Розенталь вывихнул лодыжку. Они находят приют у немецкой крестьянки, живущей в одиночестве с маленькой дочкой. Ее муж и братья погибли на войне. Марешаль становится любовником крестьянки. Когда настает пора уходить, он обещает ей вернуться после войны, если останется жив. Немецкий патруль обстреливает французов, но останавливается, видя, что они уже перешли на швейцарскую территорию…
Наряду с «Детьми райка», это самый знаменитый фильм французского кинематографа. Он также стал самым большим финансовым триумфом для Жана Ренуара. По стечению обстоятельств и во многом благодаря сюжету (истории о побегах всегда волнуют широкую публику), картина не принадлежит к числу «проклятых шедевров», которыми изобилует история французского кино. Фильм, основанный на воспоминаниях однополчанина Ренуара по Первой мировой войне, опирается на превосходную и в высшей степени эффективную конструкцию. Одна за другой следуют три части рассказа, и в каждой количество действующих лиц уменьшается: их около дюжины в лагере для военнопленных, около десяти-в крепости, и всего трое-в последней части в заснеженной деревне. По мере развития сюжета его рамки сужаются и действие становится все более интимным; внимание зрителя заостряется-при том, что сюжетных перипетий становится меньше. Таким образом, действие как будто теснее приближается к зрителю, подобно изображению при наезде камеры, и при этом меняет интонации: с озорной на драматическую, с лирической на серьезную. Зритель участвует в долгом странствии главных героев, которое началось в многолюдной и шумной толпе, а завершается двумя крохотными силуэтами, бредущими по огромной заснеженной долине. В композиции фильма Ренуар достигает равновесия, подкрепленного предыдущими экспериментами. Не нарушая цельности фильма, он с неизменным изяществом сочетает длинные, сложные, изобретательные планы с хорошо выстроенной глубиной кадра-и простоту и надежность классической схемы сюжета. Повествование украшено наблюдениями, ремарками, мыслями самого режиссера, но они не замедляют и не перегружают действие. На первый план Ренуар выдвигает свою излюбленную тему наднациональной солидарности классов: в фильме она выражена дружбой фон Рауфенштайна и де Боэльдье, аристократов и потомственных офицеров. С другой стороны, пролетарий Марешаль и аристократ де Боэльдье, несмотря на принадлежность к одной нации и взаимное уважение, никогда не будут друг с другом на равных. Ренуар преумножает и особо подчеркивает благородные и дружелюбные поступки в отношениях между противниками: начиная с того, что фон Рауфенштайн приглашает сбитых им летчиков к столу, и, заканчивая гостеприимным приемом, который немецкая крестьянка оказывает двум беглецам. В середине фильма надзиратель дает Марешалю губную гармошку, чтобы тот успокоился в карцере, и радуется, услышав, что пленник начал играть. Между представителями разных социальных классов и враждующих сторон нет ни подлости, ни агрессии, ни злобы, ни кровожадности; повсюду, на всех уровнях, властвуют дружба, благородство, величие души и готовность к самопожертвованию. Эту идеализацию персонажей, свойственную всему творчеству Ренуара, можно расценивать и как осознанную попытку бегства от действительности, однако в данном случае она оправдана тем, что в Первую мировую войну враждующие стороны действительно еще сохраняли в себе рыцарские достоинства. В общей конструкции фильма этот идеализм призван выражать одну из граней режиссерского видения мира. Для Ренуара спасение-в людях, и если в коллективе кому-то или чему-то суждено спастись, то это произойдет благодаря личным отношениям. Все несчастья происходят от общества структур, а те, в свою очередь, покоятся на различиях между людьми. Но до сегодняшнего дня эти различия не приносили ничего кроме нескончаемых и кровожадных конфликтов. Но, быть может, когда-нибудь они породят всеобщий мир и гармонию. Однако все это-лишь мечты, о которых говорит и название фильма, который предлагает зрителю поразмышлять, построить планы, пофантазировать об устройстве человеческого общества, о его будущем. Униформа, в которой ходит Жан Габен, принадлежала самому Жану Ренуару, который служил в ВВС во время Первой мировой войны. Австриец Эрик Фон Строхейм так много времени прожил в США, что к моменту съемок этого фильма с трудом говорил по-немецки. Название фильма пришло от одноименной книги Нормана Ангела, вышедшей в свет в 1913 году, ставшей бестселлером в то время, но забытой сейчас. Президент США Рузвельт лично посмотрел этот фильм в кинозале Белого дома в ноябре 1937 года. Это первый иностранный фильм, номинировавшийся на «Оскар». Это любимейший фильм Вуди Аллена. Сражение при форте Дуамон (февраль-октябрь 1916 года) считается одним из самых кровавых в Первой мировой войне, унесшее жизни более 100 тысяч французских солдат. Интересно, что в этом военном фильме не показано ни одного батального сражения. Жан Ренуар с трудом нашел финансирование для картины, пока не упомянул имя Жана Габена, который был самой большой французской кинозвездой того времени. Актер Кристофер Пламмер («Столкновение звезд», 1978; «Убийство по указу», 1979) признавался, что это фильм вызывал у него слезы чаще, чем все остальные фильмы вместе взятые, которые он посмотрел за всю свою жизнь. Картина номинировалась на «Оскар» как лучший иностранный фильм года. На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а получила специальный приз.