Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Halloween

«ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ»
(Halloween)

США, 1978, 93 мин., «Falcon Films/Compass International Pictures»
Режиссер, сценарист, продюсер и композитор Джон Карпентер, монтажер и художник Томми Ли Уоллас
В ролях Джеми Ли Кертис, Дональд Плезенс, Брайан Эндрюс, Нэнси Лумис, Кайл Ричардс, Тони Моран

В ночь на День всех святых, американский праздник волшебников и маскарадных масок, в 1963 году в небольшом провинциальном городке Хэддонфилде шестилетний мальчик Майкл Майерс убивает свою старшую сестру Джудит. Пятнадцать лет спустя он убегает из психиатрической лечебницы, где находился все это время. По мнению наблюдавшего его психиатра Сэма Лумиса, он возвратился в Хэддонфилд, чтобы снова убивать. Но никто не принимает всерьез рассказы Лумиса, полагая, что его профессия наложила пагубный отпечаток на рассудок доктора. Однажды ноябрьским вечером 1978 года девушка Лори остается на вечер в качестве няни с маленьким мальчиком Томми Дойлом. Но вот тут и разыгрывается настоящий кошмар. Ее подруги по имени Линда и Энни жестоко убиты неизвестным в маске. Вскоре маньяк нападает на Лори. Она ожесточенно защищается, но ранена кинжалом. На место разыгравшейся трагедии прибывает доктор Лумис и стреляет в Майкла, но его труп загадочным образом исчезает до прибытия полиции…
Один из лучших фильмов Джона Карпентера, в котором с потрясающим эффектом смешаны детектив и ужасы. Конец намекал на то, что убийца реинкарнируется в другом теле и позволял надеяться на продолжение. Что, естественно, и произошло в следующих частях этого популярного сериала. Фильм имел бюджет 320 тысяч долларов и был снят за 20 дней. Половина денег ушла на камеры «Panavison». Музыка к фильму была навеяна песней Элиса Купера «Стивен» из его альбома 1975 года «Добро пожаловать в мой кошмар». Джон Карпентер записал ее вместе со своими друзьями за 4 дня и поместил в качестве бонуса на DVD с этим фильмом. В титрах исполнители указаны, как «Bowling Green Philharmonic» (Bowling Green это место жительства Джона Карпентера в Кентукки). Режиссер использовал белую маску убийцы из картины Марио Бавы «Хлыст и тело» (1964). Интересно, что имя Сэм Лумис принадлежало другу Марион Крейн Джону Гавену в картине Альфреда Хичкока «Психоз» (1960). Первоначально на роль доктора Джон Карпентер хотел пригласить Кристофера Ли или Питера Кашинга, но те отказались, о чем Ли впоследствии очень сожалел. Первым выбором Карпентера на роль Лори Страуд была Энн Локхарт. Сначала фильм назывался «The Babysitter Murders». Оператором картины был знаменитый Дин Канди. Нужно отметить, что Джон Карпентер умело использовал классическую формулу Вэла Льютона, когда ужас только подразумевается и нагнетается на подсознательном уровне, а не откровенно демонстрируется на экране. Картина наполнена многочисленными скрытыми ссылками и шутками. Например, городок был назван Хэддонфилдом по тому месту в Нью-Джерси, где Дебра Хилл закончила школу. Лори Страуд на самом деле имя первой подруги Джона Карпентера. Майкл Майерс был так назван в честь британского дистрибьютора картины Джона Карпентера «Нападение на полицейский участок 13» (1976). Имя шерифа Ли Брекетт. Так звали сценариста картины Ховарда Хоукса «Рио Браво» (1959), который послужил для Карпентера прообразом его предыдущего фильма «Нападение на полицейский участок 13». Один из персонажей картины носит имя Марион Чамберс. Марион-это имя героини фильма «Психоз», а Чамберс-это фамилия шерифа из этого фильма. Действие картины разворачивается осенью, но съемки проходили весной. Чтобы сэкономить деньги, члены съемочной бригады раскрашивали бумажные листья деревьев, после чего собирали их и использовали для съемок снова, так как фильм снимался в апреле, а День всех святых-осенью. Дебютный фильм Джеми Ли Кертис. Создатели фильма купили в магазине самую дешевую маску для Майкла Майерса, которой оказалась маска капитана Кирка в исполнении Уилльяма Шатнера из сериала «Звездный путь» (1966). Хотя кинематографисты сначала обратились в компанию по созданию масок с предложением сделать маску для их фильма в обмен на рекламу в фильме. Глава компании отказался, так как он получал много аналогичных предложений от неизвестных киношников. В итоге маска принесла ему менее 100 долларов. Когда фильм стал хитом, глава компании подсчитал, что если бы он принял предложение, то смог бы заработать более 100 тысяч долларов. Первоначально предполагалось, что Майерс будет носить простую маску клоуна. Фильм стал самым прибыльным независимым фильмом на момент выхода в прокат. Дональду Плезенсу заплатили 20 тысяч долларов за пять дней съемок и 18 минут экранного времени. Томми Дойл получил свое имя по картине «Окно во двор» (1954). Ни одна из крупных киностудий Голливуда не захотела распространять фильм, поэтому продюсер Ирвин Ябланс был вынужден делать это через собственную компанию «Compass International». Актриса П. Дж. Соулс во время съемок встречалась с Деннисом Куэйдом, которого режиссер хотел позвать на роль Боба, но актер был занят в другом проекте. Первоначальный сценарий фильма подразумевал развитие событий на протяжении нескольких дней, но из-за небольшого бюджета фильма (а также невозможности разнообразить костюмы актеров, а также места действия) сюжет решили ужать до одной единственной ночи. Найти 6-летнего Майерса для начальной сцены не могли очень долго, поэтому в некоторых эпизодах рука Майкла принадлежала продюсеру Дебре Хилл. Именно ее ногти на руке Майерса аккуратные и наманикюренные. Походку Майкла Майерса скопировали с робота в исполнении Юла Бриннера из фильма «Мир Запада» (1973). В машине Лори и Энни звучит песня «Don't Fear The Reaper» группы «Blue Oyster Cult». Продюсер фильма Мустафа Аккад мало интересовался производством фильма, выделяя деньги только из-за энтузиазма Карпентера и Ябланса. Но когда фильм стал большим хитом, Аккад с удовольствием финансировал все его продолжения. Сыгравший Майкла Майерса школьный товарищ Карпентера Ник Кастл впоследствии стал успешным режиссером. Майкла Майерса без маски играл актер Тони Моран. Вообще Ник Кастл пришел на съемочную площадку просто посмотреть, как снимается фильм, а Карпентер предложил ему роль Майерса. Среди главных героинь картины только Джеми Ли Кертис была настоящей школьницей на время съемок. Остальные девушки были намного старше. Джеми Ли Кертис была так разочарована своей игрой в первый же съемочный день, что была уверена, что ее тут же уволят. Когда этим же вечером Карпентер позвонил ей домой, она была уверена, что для того, чтобы сообщить о ее увольнении, но вместо этого Карпентер выразил удовлетворение ее игрой. Начальный эпизод фильма был навеян начальным эпизодом картины Орсона Уэллса «Прикосновение зла» (1958), хотя он не был цельным, а имел три абсолютно незаметные монтажные склейки. На его съемки было потрачено два дня. Актриса П. Дж. Соулс получила роль Линды после того, как Карпентер увидел ее в картине Брайана Де Пальмы «Кэрри» (1976). Дональд Плезенс рассказывал, что согласился сниматься в этом фильме только потому, что его дочери Анжеле очень понравился предыдущий фильм режиссера «Нападение на полицейский участок 13». Карпентер пригласил на главную женскую роль Джеми Ли Кертис в знак уважения к ее матери Джанет Ли, снимавшейся в культовой ленте «Психоз». Джон Карпентер написал диалоги для актеров-мужчин, а Дебра Хилл-для женщин. Актриса Энни Бреккетт снималась в других фильмах Карпентера «Нападение на полицейский участок 13», «Туман» (1980) и «День всех святых-3» (1982). Всего в картине пять трупов. Существует мнение, что звуковые эффекты в момент убийства маленьким Майклом своей сестры аналогичны тем, что были использованы в знаменитой сцене в душе в картине «Психоз». Зато точно известно, что когти инопланетянина в своей картине «Темная звезда» (1974) Джон Карпентер взял из фильма «Существо из черного озера» (1954). Зачем изобретать новое, когда есть испытанное забытое старое? В картине был задействован и друг Джона Карпентера, Ник Кастл («Побег из Нью-Йорка», 1980; «Игра в убийство», 1982; «Последний звездный воин», 1984; «Мальчик, который мог летать», 1986; «Капитан Крюк», 1991; «Майор Пейн», 1995), учившийся вместе с ним в киношколе. Артисты в картине носили свою собственную одежду, так как не было денег для профессионального костюмера. Первоначально режиссер задумывал картину, как продолжение фильма Боба Кларка «Черное рождество» (1974), но переговоры зашли в тупик, после чего Карпентер просто использовал общую идею того фильма. Джон Карпентер в интервью заявлял, что его картина это дань уважения жанру «giallo» и таким мастерам, как Дарио Ардженто и Марио Бава. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший фильм ужасов года. На международном кинофестивале в Аворьязе картина получила приз критиков. В 2006 году фильм был внесен на хранение в медиатеку при конгрессе США. В мировом прокате картина собрала 60 миллионов долларов и еще 18, 5 миллионов выручила за право использования в США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа