Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Hannibal

«ГАННИБАЛ»
(Hannibal)

США-Великобритания, 2001, 133 мин., «MGM/Universal»
Режиссер и продюсер Ридли Скотт, композитор Ганс Циммер, гример Грег Кэнном
В ролях Энтони Хопкинс, Джулианна Мур, Рэй Лиотта, Фрэнки Фэзон, Джанкарло Джаннини, Гари Олдмен

Кларис Старлинг все еще агент ФБР, но теперь находится в опале, так как провалила крупную операцию, во время которой погибли несколько ее товарищей по работе. Она томится в жалкой неизвестности, пока не появляется Мэйсон Верджер, богатый миллионер и педофил. Он остался в живых после нападения на него Ганнибала Лектера, безумного психа, который мучил и терзал Старлинг во время ее охоты на серийного убийцу Баффало Билла. Верджер хочет отомстить Лектеру, который оставил его в живых, но теперь он прикован к инвалидной коляске и ужасно обезображен. Лектер в это время спокойно живет под именем доктора Фелла во Флоренции под носом у полицейского Ринальдо Пацци. Знаменитый людоед работает музейным смотрителем, ходит в оперу и ужинает в шикарных ресторанах. Пацци расследует исчезновение предшественника доктора Фелла и пытается установить его настоящую личность. Он узнает, что за поимку Лектера полагается премия в три миллиона долларов и собирается в одиночку обезвредить каннибала, несмотря на предупреждение Старлинг, что Лектер необычайно умен и опасен. Естественно, Пацци погибает, а Старлинг приезжает в Италию. Когда Лектер узнает, что Кларис снова «в деле», начинается очередная игра в кошки-мышки, разворачивающаяся на двух континентах, в которой шпаги вновь скрестили Старлинг и Лектер…
В основу фильма положен бестселлер Томаса Харриса «Ганнибал»-третий по счёту в знаменитой серии романов о докторе-людоеде Ганнибале Лектере, который он написал под давлением издательства. Пристанищем для Ганнибала Харрис избрал свой любимый город-Флоренцию. Когда долгожданная книга была опубликована в июле 1999 года, все оценили этот выбор. Флоренция-не только средоточие красоты и культуры, но и город, прошлое которого состоит из сплошных убийств и предательств. Кровь и красота неразрывно переплелись в его истории. Как и в извращённом сознании Ганнибала Лектера. По сравнению с первым фильмом не изменилась сущность Лектера. Он просто попадает в другую среду, где волен осуществлять все свои страшные намерения. Но многое изменилось за прошедшие десять лет, и Ганнибал Лектер стал совсем не похож на себя. Впрочем, как и Кларис Старлинг, которую критики почему-то никак не могут увязать с ее нынешним поведением. Здесь, по сравнению с «Молчанием ягнят» (1991), нас не ждут никакие психологические открытия. Что делало Лектера в первом фильме таким эффектным негодяем? Его заточение. Нас интересовали не его преступления, а его ум. Сейчас же он на свободе, и враз становится меньше интеллекта и больше действия, что значительно упрощает картину. Ведь единственная сцена, где мы видим Ганнибала свободным в первом фильме, это заключительные кадры, когда он разговаривает по телефону. Но мы уже заворожены его внутренним состоянием, и не задумываемся о том, что он совершит в будущем. Вообще прием статичности героев известен давно, особенно наглядно он показан в картине Альфреда Хичкока «Ребекка» (1940) на примере миссис Данверс: в любом эпизоде картины она показана в неподвижности. Ганнибал Лектер потерял это качество в новом фильме. Почему мы так заинтригованы Лектером? Потому что, подобно Носферату от него исходят очарование и угроза одновременно. Как и в случае с другими знаменитыми маньяками, в нашем отношении к нему присутствует элемент извращённого любопытства. Мы постоянно пытаемся выяснить, что происходит внутри у убийцы. При этом в случае с Ганнибалом мистической составляющей намного меньше. Ганнибал-обычный человек, он живёт среди нас, он присутствует в нашей жизни, что нагоняет ещё больше страха. Никто не может поручиться, что идущий навстречу вам прохожий-не Ганнибал. Совсем другой тон в «Молчании ягнят»: клаустрофобичный и серый мир подвалов, подземелий и обителей бродяг. Тут же царствуют пышные и светлые тона не только самой Флоренции, но и жилища Мэйсона Верджера. Ридли Скотт, как и в «Гладиаторе» (2000), воспользовался услугами костюмера Джанти Йатса и композитора Ганса Циммера. Ридли Скотт не может воссоздать то ощущение, которое не покидало зрителя на просмотре оригинала: в «Ганнибале» не видно, почему Лектор имеет такое влияние на людей. В интерпретации Скотта это просто крайне опасный и жестокий маньяк, абсолютно безумный в своей хладнокровности и расчетливости. Да, он пытается философствовать, что-то там болтая про искупление, психологию и подобные вещи. Однако выглядит это как монологи Кристиана Бейла о группе «Genesis» перед очередной жертвой в «Американском психопате» (2000). В итоге фильм стал натуралистическим ужастиком: свиньи, пожирающие крупным планом лицо жертвы, человек, повешенный с таким смаком, что начинает подташнивать, в конце концов, подробная операция на открытом мозге еще живой жертвы-такое может выдержать не каждый. Ужасно неприятный и невероятно мрачный фильм. Заменив пугающее до дрожи в коленках психологическое напряжение первого фильма натуралистическими подробностями убийств, подкрепленных идеально выверенной шикарной картинкой. Ридли Скотт снял обычный ужастик. Прошло десять лет, и Ганнибал выродился в обыкновенного садиста, который для разнообразия и вне всякой связи с сюжетом время от времени разражается культурологическими пассажами. Зрелище довольно отталкивающее и не способное вызвать в душе ничего, кроме спазм совершенно определенного свойства. После отказа от роли Кларис Старлинг актрисы Джоди Фостер, на нее претендовали абсолютно все ведущие актрисы Голливуда. Но, например, в контракте Джиллиан Андерсон оказался пункт, запрещающей ей играть другого агента ФБР, кроме как в телесериале «Секретные материалы». А вот Сара Джессика Паркер была занята беспрерывными съемками в телесериале «Секс в большом городе». Когда автор романа Томас Харрис закончил работу над ним, то выслал копии всем главным создателям «Молчания ягнят» (1990): режиссеру Джонатану Деме и актерам Джоди Фостер и Энтони Хопкинсу. Из-за различных придирок со стороны Демме и Фостер сценарий фильма переписывался не менее 15 раз, но в итоге ни Демме, ни Фостер не оказалось в данном проекте. Опера, которую доктор Лектер и мистер Пацци смотрят во Флоренции, была написана Патриком Кэссиди специально для этого фильма в полноформатном варианте, а не на 3 минуты, как просили продюсеры. Во всех четырех фильмах саги («Охотник на людей», 1986; «Молчание ягнят», 1990; «Ганнибал» и «Красный дракон», 2002) появляется лишь актер Фрэнки Фэзон. После съемок фильма, во Флоренции выпустили справочник для туристов под названием «Ганнибал Лектер. Посетите места города, где он был». Ганнибал в разговоре с инспектором Пацци упоминает монстра Флоренции, знаменитого серийного убийцу, о котором был снят фильм «Монстр Флоренции» (1986). Эта сюжетная линия фильма была снята, но не вошла в окончательный вариант, чтобы не сбивать зрителей с толку, кто действительно есть маньяк. В Германии и Австралии фильму после недели проката был повышен рейтинг до «детям до 18 лет вход воспрещен», хотя в остальных странах возраст ограничен 16 годами. Было снято три различных концовки фильма: для Томаса Харриса, продюсера Дино Де Лаурентиса и собственный, режиссерский, Ридли Скотта. Ребенок, с которого Кларис Старлинг смывает кровь после перестрелки в начале фильма, был механическим. После того, как проект покинули Демме и Фостер, Энтони Хопкинс тоже не очень хотел возвращаться к роли Ганнибала Лектера, поэтому ему уже нашли замену в лице Тима Рота. Особняк Мейсона Верджера также был домом главного героя в фильме «Богатенький Рич» (1994). Роль Верджера первоначально предложили прикованному к инвалидному креслу Кристоферу Риву, но он отказался. Гари Олдмен потребовал указания своего имени в начальных титрах впереди главных героев Энтони Хопкинса и Джулианны Мур, а, получив отказ, сердито потребовал, чтобы его имя не появлялось вообще нигде: ни в начальных, ни в финальных титрах, ни на постерах, ни в трейлерах. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Дэвид Финчер. В сцене поедания мозгов Рэй Лиотта на самом деле ел темное мясо цыпленка. В этой сцене в некоторых моментах использовался манекен актера. Позднее Лиотта признавался, что сам не знает, в каких фрагментах показывают его, а в каких-куклу. Идея этой сцены в качестве наказания пришла из «Ада» Данте, где граф Уголино заставляет есть свои мозги архиепископа Руджери. В этом фильме Ганнибал Лектер эксперт именно по Данте. В романе писателя Мейсону Верджеру перерезает горло его сестра Марго, но после того, как решили, что эпизод слишком кровавый, сестру вообще вычеркнули из сценария, а смерть Мейсону придумали «свинскую», в прямом и переносном смысле этого слова. Сценарист картины Стивен Зельян («Сокол и снеговик», 1985; «В поисках Бобби Фишера», 1993; «Прямая и явная угроза», 1994; «Миссия невыполнима», 1996; «Банды Нью-Йорка», 2002) получил «Оскар» за сценарий к фильму «Список Шиндлера» (1993). Первоначальным названием картины было «Болезненность души». Джулианна Мур сумела отобрать главную роль у актрис Кейт Бланшетт и Хелен Хант. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучший грим, а номинировала за лучшего актера и актрису (Хопкинс и Мур) и как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 87 миллионов долларов картина в прокате США собрала 165 миллионов и еще 31 миллион выручила за право использования в США. Оценка 4 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа