Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Harry Potter and the Goblet of Fire

«ГАРРИ ПОТТЕР И КУБОК ОГНЯ»
(Harry Potter and the Goblet of Fire)

США-Великобритания, 2005, 157 мин., «Warner»
Режиссер Майк Ньюэлл, композитор Патрик Дойл
В ролях Даниэль Рэдклифф, Эрик Сайкс, Руперт Гринт, Тимоти Сполл, Эмма Уотсон

Четвертый год пребывания Гарри Поттера в Хогвартсе знаменуется приближением знаменитого соревнования, в котором участвуют по одному студенту от трех различных школ магии. Однако последователи темных сил не дремлют и готовятся возродить своего повелителя, что вносит сумятицу в нервную обстановку Хогвартса. В разгар учебного года выясняется, что от Хогвартса разрешено выставить на соревнование не одного, а двух человек, одним из которых должен обязательно стать Гарри Поттер…
Майк Ньюэлл отказался от режиссуры картины «Преданный садовник» (2005) ради этого фильма. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, костюмы, сценарий, музыку, грим, спецэффекты, юного актера (Даниэл Рэдклифф) и лучший фильм года. Альфонсо Куаряну предложили режиссуру и этого фильма, но он отказался, так как занимался послесъемочной работой над предыдущим фильмом «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004). Картина получила приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление, а номинировалась за лучшие спецэффекты и грим. Картина номинировалась на приз «Золотой сателлит» за лучшие костюмы и песню «Magic works» в исполнении Джарвиса Кокера. Студия «Warner» хотела сделать из этой, самой длинной книги цикла, два самостоятельных фильма, но Майк Ньюэлл решил, что уместит все сюжетные линии в одну картину. Убедил его в этом Альфонсо Куарян. Более трех тысяч девочек были просмотрены 7 февраля 2004 года в Лондоне, пытаясь получить роль Чо Чанг. Майк Ньюэлл-первый английский режиссер, появившийся в цикле фильмов о Гарри Поттере. Для съемок был построен один дракон в натуральную величину. Кроме того, он даже извергал огонь. Зарплата Майка Ньюэлла составила 1 миллион долларов, в то время, как Крис Коламбус за первый фильм «Гарри Поттер и философский камень» (2001) получил 10 миллионов плюс проценты от сборов. Даниэл Рэдклифф занес инфекцию в оба уха во время подводных съемок. Джон Уилльямс отказался написать музыку к фильму из-за занятости в картине «Воспоминания гейши» (2005). Для сцен, где было необходимо, чтобы дети-актеры длительное время оставались полностью неподвижными, вместо них использовались манекены. Так как грим воздействовал не очень благоприятно на проблемную кожу лица подростков, на крупных планах их прыщи удалялись компьютерным способом. Во время съемок этого фильма Даниэль Рэдклифф провел под водой всего почти 42 часа. Актриса Розамунда Пайк отклонила роль Риты Скитер. Майк Ньюэлл хотел видеть в роли мадам Максин актрису Кароль Буке, но студия «Canal+» не разрешила вступать с ней в переговоры, ибо она находилась у нее на долгосрочном контракте. Другими кандидатурами режиссера были Эммануэль Сенье, Катрин Денев и Одри Тату. Режиссер первоначально не хотел наносит грим на Ральфа Файнса (Вольдеморт), чтобы сделать его страшнее, а лишь попросил его побрить налысо голову и подмышки. На название четвертого фильма претендовало «Гарри Поттер и турнир трех мудрецов», которое можно увидеть в качестве газетного заголовка. Майк Ньюэлл сам ставил драку между близнецами, чтобы точно показать, что он хочет видеть. Помимо того, что из-за этого у режиссера повысился статус у ребят, ибо он не побоялся лично драться с ними, он сломал себе ребро. Играющий Виктора Крума болгарский студент, учившийся в Лондоне, Станислав Яневски, имеет за весь фильм только два предложения текста. Для сцены танцевального бала участники прошли трехнедельные курсы, но Рэдклифф, которого камера показывает чаще всего, учился всего четыре дня, поэтому его танец всегда показывают выше пояса, чтобы не было видно, как он топчется по ногам партнерши. Чтобы избежать пиратства, фильм доставлялся в кинотеатры под названием «Счастливые дни». Ральф Файннс снимался всего два дня. Только первый эпизод с драконом потребовал 140 кадров со спецэффектами, при средней норме 500-600 кадров на весь среднестатистический фильм. Эльфы Добби и Уинки были вычеркнуты из сценария из-за сокращения съемочного периода. Кэти Ленг не собиралась идти на пробы на роль Чо Чанг, ее просто уговорил отец, узнавший, где проходят пробы. Платье Эммы Уотсон для танцевального бала делалось с такой тщательностью, что девушка боялась лишний раз его одеть, чтобы не порвать или не испачкать. Это первый фильм саги, получивший прокатный рейтинг «детям до 13 лет вход воспрещен». Все остальные фильмы имели «детский» рейтинг. Нос Ральфу Файнсу, естественно, удалили компьютерным способом. В сцене, где Гарри готовится выполнять второе задание, Mad-Eye Moody (актер Брендан Глисон) носит часы с символикой фильма «28 дней спустя» (2002), в котором он снимался. Оживающая ограда в третьем задании основывалась на идее Стэнли Кубрика, придуманной им для картины «Сияющий» (1980), но так и не воплощенной в жизнь. Как известно, фильм Кубрика поставлен по произведению Стивена Кинга, а сам Кинг является большим поклонником автора саги про Гарри Поттера писательницы Джоан Роулинг. На балу выступает группа, составленная из участников коллективов «Pulp» и «Radiohead». Ее название «Wyrd Sisters» взято из шекспировского «Макбета», где ведьмы названы именно словосочетанием «weird sisters». Для фильма название было изменено, но выяснилось, что в Канаде существует такая фолк-группа, которая подала на создателей фильма и студию «Warner» в суд, требуя возмещения ущерба на сумму в 40 миллионов долларов. Создатели картины успели до премьеры фильма убрать все появления в кадре названия «Wyrd Sisters», но группа не отозвала иск из суда и, естественно, проиграла дело. В одном из первых дублей своего появления на балу Эмма Уотсон действительно запуталась в своем шикарном платье и упала с лестницы. Это первый фильм саги, в котором нет матча в квиддиш. Интересно, что Брендан Глисон снимался в дебютном фильме Даниэля Рэдклиффа «Панамский портной» (2001). При бюджете в 150 миллионов долларов фильм в мировом прокате собрал почти 900 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа