Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Haunting

«ЛОГОВО ДЬЯВОЛА»
(The Haunting)

США, 1999, 112 мин., «Dream Works/Amblin»
Режиссер и продюсер Ян Де Бонт, композитор Джерри Голдсмит, продюсеры Стивен Спилберг и Самюэль Аркофф
В ролях Лайам Нисон, Кэтрин Зита-Джонс, Лили Тейлор, Оуэн Уилсон, Брюс Дерн

Для эксперимента набирается группа людей, страдающих бессонницей. Его организатор-доктор Дэвид Марроу, изучающий проблемы страха. Он скрывает истинную цель эксперимента от его участников, замаскировав ее под «изучение бессонницы». Две девушки-Элеанора и Теодора, а также молодой человек Люк встречаются в шикарном готическом замке, находящемся вдали от города. К ним присоединяется сам Дэвид. Вскоре постояльцев начинают преследовать различные шумы и видения. Дэвид не может дать этому никаких разумных объяснений. Элеанора обнаруживает в кабинете бывшего владельца замка Фила Крейна книгу учета рабочих его фабрики, из которой следует, что на ней трудились дети 10-12 лет. Она узнает, что Фил Крейн очень хотел иметь ребенка, но его жена систематически рожала мертвецов. Тогда, чтобы создать атмосферу, напоминающую ему о счастливых моментах детства, он приводит домой детей с фабрики и запирает их в комнатах. Они томились там до тех пор, пока не умирали. Элеанора рассказывает обо всем другим участникам эксперимента, а также доктору Марроу. Тот признается, что на самом деле они принимают участие в эксперименте по изучению страха. Но дело зашло слишком далеко, и постояльцев, не имеющих возможности покинуть замок, начинают преследовать злые духи. Элеанора выясняет, что супруга Фила Крейна была ее бабушкой и хочет остаться здесь. Чтобы освободить души детей, томящихся в замке, она приносит себя в жертву, и дух свирепого Фила Крейна попадает в ад. Люк также погибает, а в живых остаются только Дэвид и Теодора…
По отношению к оригиналу сценарий значительно изменен. Там персонаж Теодоры был экстрасенсом, поэтому мог предвидеть, когда и что в доме произойдет. Здесь же все персонажи выглядят скептиками и циниками. Смешно смотреть, как молодых и здоровых американцев собирают в шикарном историческом замке, платят по 900 долларов в неделю, кормят как на убой, поят вином из хрустальных бокалов, селят в огромных роскошных апартаментах, а у них не возникает абсолютно никаких не то, что подозрений, а даже вопросов. Они удовлетворяются пустой «сказочкой» доктора о моделировании эксперимента, который почему-то обязательно должен проходить в королевском замке. Ян Де Бонт абсолютно не умеет снимать фильмы ужасов-с таким же успехом Уэс Крейвен мог бы снимать комедии (надеюсь, понятно, как в них было бы «смешно»). Недаром, режиссер долгое время работал оператором над такими картинами, как «Паранойя» (1967), «Куджо» (1983), «Плоть и кровь» (1985), «Алмаз Нила» (1985), «Клан пещерного медведя» (1986), «Крепкий орешек» (1988), «Черный дождь» (1989), «Охота за Красным октябрем» (1990), «Основной инстинкт» (1992), «Смертельное оружие-3» (1993). Все сделано очень профессионально, стильно, шикарно, дорогостояще, но, хоть убей-не страшно. Просто не укладывается в сознании то, что в этом роскошном замке могут водиться злые призраки. И не спасают никакие феноменальные спецэффекты, сделанные такими «монстрами», как «ILM», «KNB» и Фил Типпетт («Звездные войны», 1977; «Пираньи», 1978; «Империя наносит ответный удар», 1980; «Убийца драконов», 1981; «Возвращение джедая», 1983; «Приключения Эвоков», 1984; «Индиана Джонс и храм судьбы», 1984; «Золотой ребенок», 1986; «Утенок Говард», 1986; «Дом-2», 1987; «Робот-полицейский», 1987; «Уиллоу», 1988; «Яицеголовые», 1993; «Сердце дракона», 1996; «Звездный десант», 1997; «Мой любимый марсианин», 1999). Если в фильме Роберта Уайза заложена идея, что человеческая личность может быть источником проявления телекинеза, который и становится причиной событий, разворачивающихся в доме, то версия Яна Де Бонта не оставляет сомнений в том, что причиной всего кошмара является сверхъестественная неконтролируемая сила. Художник Евгений Дзанетти («Коматозники», 1990; «Последний киногерой», 1993; «К чему приводят мечты», 1998) получил «Оскар» за оформление готического замка, находящегося в Англии и принадлежащего университету Эвансвилля. Некоторые декорации были сооружены в ангаре, где находился Spruce Goose, огромный аэроплан, построенный Ховардом Хьюзом. Картина была «обласкана» номинациями на анти-премию «Razzie»: за худшую режиссуру, сценарий, экранный дуэт (Кэтрин Зита-Джонс и Лили Тейлор), актрису (Зита-Джонс, также за роль в картине «Западня», 1999) и как худший фильм года. При бюджете в 80 миллионов долларов фильм в мировом прокате собрал 178 миллионов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа