Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Helter Skelter

«УБИЙСТВА ЧАРЛЬЗА МЭНСОНА»
(Helter Skelter)

США, 1976, 119 мин., «Lorimar Productions»
Режиссер и продюсер Том Грайс, композитор Билли Голденберг
В ролях Стив Рэйлсбек, Джордж Ди Ченцо, Нэнси Вольф, Мэрилин Бернс

К 1969 году 35-летний Чарльз Мэнсон половину своей жизни провел в тюрьме. После выхода на свободу он живет на ранчо вместе с группой своих последователей, присоединившихся к его бродячему существованию. Мэнсон называет их своей «семьей», основу которой составляют молодые люди от 17 до 30 лет. Это были выходцы из неблагополучных семей, мелкие преступники, бродяги, бездомные. Они боготворят Мэнсона, считая его за мессию, и подчиняясь всем его приказам. Мэнсон провозглашает, что грядет межрасовой война, в которой не уцелеет никто. И именно он должен послужить движущей силой к началу этой войны. Он говорит, что «семья» сможет переждать войну в пустыне, а когда она закончится, они смогут появиться перед победителями и возглавить их. Речи Мэнсона-как мед на уши членов его «семьи», которые не задают лишних вопросов, когда он в ночь на 10 августа 1969 года посылает четверых человек убить музыкального продюсера Терри Мелчера, который когда-то отвергнул предложенные ему Мэнсоном песни. Но в это время Мелчер живет другом месте, а его дом снимает супружеская чета режиссера Романа Полански и актрисы Шарон Тейт («Глаз дьявола», 1966; «Бесстрашные убийцы вампиров», 1967; «Долина кукол», 1967; «Wrecking Crew», 1969). Но Полански в это время был в Европе, где снимал фильм. Трое членов «семьи» Мэнсона проникают в дом Мелчера и убивают несколько человек. А именно: Эбигейл Фолджер, наследницу кофейной империи «Folger», ее друга Войцеха Фриковски, стилиста кинозвезд, бывшего жениха Шарон Тейт и создателя знаменитой прически вокалиста группы «Дорз» Джима Моррисона Джея Себринга («Спартак», 1960; «Как запад выиграл войну», 1962; «Большой побег», 1963; «Афера Томаса Крауна», 1968; «Буллитт», 1968; «Бутч Кэссили и Санданс кид», 1969), Стива Парента и саму Шарон Тейт. Один член «семьи» оставался снаружи дома Мелчера. На следующий день полиция обнаруживает труп Стива Парента в его машине с четырьмя огнестрельными ранениями. Войцеха Фриковски находят на лужайке возле дома с двумя огнестрельными ранениями, 51 ножевыми ранами и раздробленным на 13 частей черепом. Недалеко от него обнаруживают окровавленную Эбигейл Фолджер с 28 ножевыми ранениями. В доме находят труп Джея Себринга с пулевой раной и семью ножевыми ранениями. Вокруг его горла была обмотана нейлоновая веревка, конец которой был перекинут через балку на потолке дома. В другом конце коридора обнаруживают Шарон Тейт, которой нанесли 16 ножевых ранений. На следующую ночь члены «семьи» Мэнсона снова отправляются «на дело». Они выбирают первый попавшийся дом и убивают состоятельную супружескую чету Лено и Розмари Ла Бьянка, только что вернувшуюся из отпуска. Лено перерезают шею, наносят 26 ударов ножом и семь ударов вилами. На его груди ножом вырезают слово «война». Когда полиция находит Розмари, на ее голове лежит подушка, вокруг шеи обмотан электрический шнур, а на теле насчитывают 41 ножевое ранение. Наконец, в октябре 1969 года члены «семьи» Мэнсона с ним во главе были арестованы за грабежи и воровство. В ноябре, находясь в тюремной камере, одна из последовательниц Мэнсона по имени Сюзан Аткинс признается своей сокамернице, что именно они совершили эти убийства. Только благодаря ее непроизвольному признанию полиция смогла раскрыть эти убийства. После долгого судебного процесса задержанные члены «семьи» Мэнсона были признаны виновными в совершении убийства семи человек и приговорены к смертной казни. Но в 1972 году в штате Калифорния смертная казнь была отменена, в результате чего все убийцы остались в живых…
Интересно, что множество диалогов в зале суда были взяты прямо из настоящих судебных протоколов процесса над Чарльзом Мэнсоном. Фильм не показывался по телевидению в Лос-Анджелесе, так как каналы боялись, что он воскресит в памяти те трагические события, с момента которых прошло всего семь лет. Кроме того заместитель прокурора Лос-Анджелеса и главный обвинитель в том процессе Винсент Буглиози выдвигал свою кандидатуру на должность прокурора Калифорнии в то время, поэтому показ фильма мог ему повредить. Он был показан в Лос-Анджелесе лишь через два месяца после того, как Буглиози проиграл выборы. В картине использовался настоящий дом семейства Ла Бьянки, а вот дом Терри Мелчера-нет. Интересно, что первоначально роль Мэнсона была предложена режиссеру Мартину Скорсезе. Машина, принадлежащая общине Мэнсона, была настоящей и взята напрокат у властей Лос-Анджелеса. В 2004 году вышел одноименный ремейк. Фильм номинировался на телевизионную премию «Эмми» за лучшую музыку и монтаж. Картина снималась для телевидения. Без оценки.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа