Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Hollow Man

«НЕВИДИМКА»
(Hollow Man)

США-Германия, 2000, 113 мин., «Columbia»
Режиссер Поль Верховен, композитор Джерри Голдсмит
В ролях Кевин Бэйкон, Элизабет Шу, Джош Бролин, Уилльям Дивейн, Ким Диккенс

Очередные безумные ученые под руководством Себастьяна Кейна проводят эксперименты на тему состояния невидимости. Опыты проводятся на животных: обезьянах и собаках. Сложность исследований заключается в возвращении объекта из невидимого состояния в первоначальное положение. Правительственная комиссия требует ощутимых результатов, и Кейн решает провести эксперимент на себе. Опыт, как можно было предположить, удается наполовину. Кейн остается невидимым: возврат срывается. Помаявшись две недели в лаборатории, Кейн начинает изнывать от буйных эротических фантазий, которые порождает его воспаленный мозг. Постепенно он становится нервным и раздражительным. Кейн покидает здание научного института и прогуливается по городу. Но и на свободе у него превалируют сексуальные инстинкты. Он проникает в квартиру девушки, живущей напротив, которую часто видел в окне раздевающейся. Сотрудники лаборатории, узнав об этом, убеждают его находиться внутри здания, чтобы не подвергать риску эксперимент. Кейн не обращает на них внимания, убив в припадке бешенства подопытную собаку. Выйдя на свободу, он подглядывает в окна квартиры бывшей подруги, сотрудницы лаборатории. Ученые решают доложить обо всем членам государственного комитета. Но Кейн узнает об этом и убивает одного высокопоставленного чиновника, чтобы он не успел рассказать другим. Потом он запирает членов научной группы в лаборатории и начинает их убивать, используя преимущества человека-невидимки. Отключив телефон и поменяв пароли на выход, он устраивает в здании страшную мясорубку. Но так как дело происходит в Голливуде, то хэппи-энд неминуем…
Вы верите своим глазам, полагаетесь на собственные чувства, вы уверены, что вокруг никого нет. Но это вовсе не значит, что вы действительно одни. Мечта о телесной невидимости до сих пор остается одной их самых страшных и опасных идей из всех, что тревожили человечество за всю его историю. Не надо ничего выдумывать и изобретать, надо лишь осуществить соблазнительную детскую мечту каждого из нас. Но мечты мечтами, а что же делать если действительно так произошло, ведь невидимость-это прежде всего власть, и как человек распорядится этой властью зависит не только от его самого, но и от окружающих. Фильм наполнен просто сногсшибательными спецэффектами, но вот содержательность сюжета поражает своей убогостью. Можно подумать, что герой всю жизнь мечтал стать человеком-невидимкой только для того, чтобы залезть девушке под юбку или сходить в женскую баню. Самые зрелищные сцены в фильме-превращение объектов в невидимое состояние и обратно-поражают воображение своим натурализмом, и даже местами вызывают отвращение. Герои растворяются постепенно: сперва исчезает кожа, потом все что под ней, затем зритель видит как бьется сердце подопытного, как течет кровь по венам, как вздувается мозг, готовый разорваться от напряжения. Но на этом спецэффекты только начинаются. Все, что связано с героем в невидимом состоянии, продумано до мелочей и выполнено просто великолепно. Мы не видим его тело, но замечаем, как капли воды стекают по его коже, как дым обтекает его контуры. Особенно занимательным получился поцелуй невидимки с одной из героинь, когда ее губы вдруг начинают совершать не совсем понятные движения. Аналогичный фильм про сексуально одержимого ученого, который изобретает сыворотку невидимости, поставил Риф Куган под названием «Маньяк-невидимка» (1990). Во время работы Элизабет Шу получила травму ахиллова сухожилия, поэтому в съемках пришлось сделать перерыв. Компьютерная модель в 3D тела Кевина Бэйкона для трансформации в невидимку была сделана с крайней тщательностью. После окончания съемок макет подарили ученым для исследований. Это первый голливудский фильм Поля Верховена, сразу получивший нормальный прокатный рейтинг R. Предыдущие его картины «Робот-полицейский» (1987), «Полное восстановление памяти» (1990), «Основной инстинкт» (1992), «Девушки из шоу» (1995) и «Звездный десант» (1997) получали рейтинг R только после интенсивного цензурного монтажа. Чтобы актеры более естественно реагировали на речь невидимки, Верховен расположил в разных углах декораций динамики, откуда в нужный момент доносился голос Бэйкона. Чтобы иметь возможность использовать название «Hollow Man» для своего фильма, продюсеры купили права на одноименный роман Дэна Симмонса, содержание которого никак не связано с невидимостью. Сценарий написал Эндрю Марлоу («Самолет президента», 1997; «Конец света», 1999). До Кевина Бэйкона психами-невидимками становились Клод Рэйнс, Винсент Прайс, Джон Холл и многие другие. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие спецэффекты, а номинировала за лучшую музыку и как лучший фантастический фильм года. На международном кинофестивале в Локарно картина получила приз зрительских симпатий. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие спецэффекты. Бюджет картины составил 95 миллионов долларов, а собрала она в мировом прокате более 191 миллиона. Спецэффектами занимались компании «Sony Pictures Imageworks», «Tippett Studio» и «Banned From The Ranch Entertainment». Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа