Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

The Hunchback Of Notre Dame

«ГОРБУН СОБОРА ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»
(The Hunchback Of Notre Dame)

США, 1939, 117 мин., ч/б, «RKO»
Режиссер Уилльям Дитерл по Виктору Гюго, монтажер Роберт Уайз, композитор Альфред Ньюман
В ролях Чарльз Лафтон, Морин О’Хара, Седрик Хардвик, Гарри Девенпорт, Алан Маршалл, Эдмонд О’Брайан

Цыганка Эсмеральда незаконно пробирается в Париж во время маскарада. Она танцует перед королем, который очарован ею. Эсмеральда попадает в поле зрения Фролло, Грегуара и капитана стражников Фебуса. Народ собирается выбирать Короля маскарада. Победителем становится Квазимодо, обезображенный звонарь Собора Парижской богоматери. Квазимодо одевают корону, цепляют погоны и он марширует перед смеющимся народом на потеху публике. Фролло приказывает Квазимодо следовать за ним в Собор, где тот предстает перед архиепископом, который одновременно является братом Фролло. Тем временем солдаты пытаются арестовать Эсмеральду, которая находит убежище в Соборе. Священник объясняет ей, кто такая дева Мария. Эсмеральда молится о своем народе, но неожиданно встречается с Фролло, который еще на площади воспылал к ней необузданной страстью. Он обвиняет Эсмеральду в том, что она хотела околдовать его. Тут вмешивается подоспевший король. Эсмеральда умоляет его прекратить преследования цыган. Ей разрешают остаться в церкви. Фролло ведет ее к себе в палату, но по дороге они встречаются с Квазимодо. Испуганная Эсмеральда убегает. Фролло приказывает Квазимодо догнать ее и вернуть обратно. Квазимодо повинуется, но Эсмеральде с помощью Грегуара и Фебуса удается спрятаться. Квазимодо арестовывают. Эсмеральда находит приют во дворе нищих. Грегуара приговаривают к смерти, но Эсмеральда спасает его, соглашаясь выйти за него замуж. Грегуар говорит ей, что любит ее, но Эсмеральда отдает предпочтение Фебусу. Тем временем Квазимодо приговаривают к смерти и привязывают к позорному столбу. Квазимодо умирает от жажды и умоляет поднести ему воды. Но толпа только смеется и издевается над ним. Эсмеральда сжаливается над несчастным и приносит ему воду. Вечером Грегуар и Эсмеральда гуляют на балу. Но Эсмеральде тайком удается ускользнуть, чтобы встретиться со своим возлюбленным Фебусом. Ночью Фебуса кто-то убивает. Эсмеральду арестовывают, но Фролло признается архиепископу, что страсть к цыганке заставила его убить Фебуса. В это время под пытками Эсмеральда признается в несовершенном убийстве, и ее приговаривают к повешению. Народ в гневе. Грегуар и нищие собираются спасти ее. Но спасение приходит в лице Квазимодо…
Немая версия произведения Виктора Гюго вышла в 1923 году с Лоном Чейни в главной роли. Самые запоминающиеся моменты фильма: посещение королем Луи типографии, карнавал ряженых, двор чудес (квартал в средневековом Париже, служившим притоном для профессиональных нищих). Режиссер поместил действие картины в мрачную, гнетущую атмосферу, которая подчеркивалась извилистыми и искаженными декорациями. В этом мучительном погружении можно увидеть влияние немецкого экспрессионизма, а также определенное влияние Рейнхардта. Роль Седрика Хардвика первоначально предназначалась Бэсилу Рэтбону, но студия «Universal» не отпустила его. Чарльз Лафтон в большинстве рискованных сцен пользовался дублером, в то время, как 19-летняя Марин О’Хара не прибегла к заменам ни разу. Обратите на это внимание в эпизоде, когда ее спасает Квазимодо. Грим Чарльзу Лафтону накладывали 2, 5 часа каждый день. Для съемок картины потребовалось 2500 париков. Декорации самого собора стоили 250 тысяч долларов, а сам фильм стал одним из самых дорогостоящих в истории студии «RKO». Продюсер Ирвинг Талберг предложил этот проект Лафтону еще в 1934 году. Именно Лафтон настоял на приглашении Морин О'Хары на роль Эсмеральды, так как ранее уже работал с нею на театральных подмостках Лондона. Студия так хотела затмить версию 1923 года, что всячески скрывала внешний вид Лафтона в образе Квазимодо до самой премьеры, надеясь, что его вид шокирует публику. Премьера картины состоялась в один уик-энд с фильмом «Унесенные ветром» и побила его по сборам, собрав впечатляющие 3, 2 миллиона долларов. В картине использовался звуковой ряд из фильма «Кинг Конг» (1933). 1939-й год вообще выдался удачным для Голливуда на сильные картины: «Унесенные ветром» (цветной, режиссер Виктор Флеминг), «Волшебник из страны Оз» (цветной, режиссер Виктор Флеминг), «Мистер Смит едет в Вашингтон» (режиссер Фрэнк Капра), «Дилижанс» (режиссер Джон Форд), «Грозовой перевал» (режиссер Уилльям Уайлер), «О мышах и людях» (режиссер Льюис Маилстоун). Единственный фильм, который успели показать на первом Каннском кинофестивале. После вторжения 1 сентября Гитлера в Польшу, фестиваль было решено отменить. Фильм номинировался на «Оскар» за лучший звук и музыку. Бюджет фильма составил 1, 8 миллионов долларов. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа