Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики  Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Independence Day

«ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ»
(Independence Day)

США, 1996, 153 мин., «20th Century Fox»
Режиссер, продюсер и сценарист Роланд Эммерих, композитор Дэвид Арнольд
В ролях Джефф Голдблюм, Уилл Смит, Билл Пуллман, Адам Болдуин, Роберт Лоджиа

Будущее уже наступило. И, увы, не очень светлое будущее. Второго июля летающие тарелки инопланетян вошли в атмосферу Земли и превратили в руины все мегаполисы планеты. Дан старт методическому уничтожению нашей цивилизации. На глазах у зрителей известные всем небоскребы, вроде «Empire State Building», превращаются в огненные факелы, а иные высокотехнологичные спецэффекты демонстрируют разрушение других, не менее знаменитых достопримечательностей Америки: Белого дома, статуи Свободы, Голливуда. К 4 июля-Дню независимости, национальному празднику США-все человечество поставлено на грань тотального уничтожения. Сюжет разбивается на несколько параллельных линий, повествующих о судьбах американского летчика, скромного кабельщика, ученого и других действующих лиц. В День независимости группа людей собирается на секретной базе по исследованию инопланетян «Зона 51», существование которой неоднократно отрицалось Пентагоном. Эту группу возглавляет триумвират, который должен вступить в битву с пришельцами: молодой, несколько слабовольный Президент США, боевой летчик и компьютерный гений. Эта троица разрабатывает план, как вырвать победу из лап залетных агрессоров. В конце концов, американцы одерживают победу и спасают все человечество от порабощения инопланетянами…
Элементарный плагиат «Войны миров» Герберта Уэллса, если бы не умершего в 1946 году, то, вполне возможно, подавшего бы в суд на авторов за отсутствие его имени в титрах. Напоминает старую картину «Земля против летающих тарелок» (1956). Мысль о том, что простой американский летчик сядет в летающую тарелку, предназначенную для спрутообразного жителя какой-то отдаленной планеты, и тут же научится ею управлять-милая, но несколько неправдоподобная. Кроме того, не очень понятна судьба остальных четырнадцати кораблей, размером с город, если нью-йоркскую тарелку вся Америка уничтожала под предводительством самого Президента, да и уничтожила только благодаря героическому пропойце, который лет пятнадцать летал на «кукурузнике», а потом за 15 минут освоил управление самолетом F-16. Фильм получил «Оскар» за лучшие спецэффекты, а номинировался за лучший звук. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, спецэффекты и как лучшему фантастическому фильму года, а номинировала за лучший сценарий, костюмы, музыку, актера (Смит и Голдблюм), актера и актрису второго плана (Брент Спайнер и Вивика Фокс) и юного актера (Джеймс Дюваль). Англичане номинировали фильм на свой приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты и звук. Дэвид Арнольд за свою музыку получил премию «Гремми». Фильм номинировался на анти-приз «Razzie» за худший сценарий, написанный для блокбастера. Во второстепенных и эпизодических ролях снимались такие актеры, как Мэри Макдонелл («Танцы с волками», 1991), Джадд Хирш в роли отца Голдблюма («Таксист», 1975), Джеймс Ребхорн («Игра», 1996), Харви Фирштейн («Миссис Даутфайер», 1994). Бюджет картины составил 75 миллионов долларов (хотя первоначально был утвержден в размере 69 миллионов), а собрала она в мировом прокате 818 миллионов и еще 177 миллионов выручила за право использования на территории США. Дуэт Дин Дэвлин-Роланд Эммерих создал такие блокбастеры, как «Луна-44» (1990), «Универсальный солдат» (1992), «Звездные врата» (1994, именно во время работы над этим фильмом Эммериху пришла идея данной картины), «Годзилла» (1998). Спрашивается, зачем по телевидению просят граждан не стрелять по инопланетным кораблям, чтобы не вызвать межгалактическую войну? Инопланетян сделал Патрик Татопулос («Дорз», 1991; «Семь», 1995; «Шлюха», 1996; «Темный город», 1998; «Стюарт Литтл», 1999; «Сверхновая звезда», 2000; «Поле битвы-Земля», 2000; «Черная дыра», 2000; «Они», 2002). Спецэффектами занимались такие студии, как «Pacific Ocean Post Digital Film Group», «Digiscope», «Matte World Digital» и «Question Mark FX», а также Марк Юричич («Бездна», 1989; «Охота за Красным октябрем», 1990; «Сломанная стрела», 1996; «Бегство из Лос-Анджелеса», 1996; «Бэтмен и Робин», 1997; «Король скорпионов», 2002). Композитор Дэвид Арнольд использовал для картины свою музыку, написанную для фильма «Молодые американцы» (1993). Речь Президента США снималась 6 августа 1995 года перед большим авиационным ангаром, который знаменит тем, что в нем стоял печально знаменитый самолет «Enola Gay», сбросивший именно 6 августа 1945 года атомную бомбу на Хиросиму. Заглавную песню «It’s The End Of The World As We Know It» исполняет группа «R.E.M.» (хотя первоначально была выбрана песня «Каждый хочет править миром» группы «Tears for Fears»). Декорации внутренностей Белого дома были построены для картины «Американский президент» (1995), а позднее использовались в фильме «Марс атакует!» (1996). Главные персонажи подобраны с тщательным соблюдением политической корректности: героическое трио состоит из великолепно разбирающегося в компьютерах правоверного еврея, темнокожего пилота-истребителя и самого Президента США. Название фильма было сокращено до «ID4» из-за юридических проблем (уже решенных) с названием «День независимости». Для картины были специально отсняты более 70 новостных репортажей о прибытии инопланетян. Картина до сих пор держит рекорд по количеству миниатюрных декораций, использовавшихся в фильме. С тех пор возможности компьютерной и цифровой анимации продвинулись далеко вперед, поэтому миниатюрные модели перестали пользоваться большой популярностью. Это позволяет надеяться, что рекорд этого фильма так никогда и не будет перекрыт. Первоначально герой Рэнди Куэйда должен был финальный полет с бомбой совершать на своем «кукурузнике», ибо армия отказалась предоставить ему военный самолет, но на тестовых просмотрах зрители начинали смеяться в этом эпизоде, поэтому его решили переснять. Модель инопланетного корабля была 20 метров в ширину. Взрыв Белого дома снимали 9 камер с разной скоростью. Эта сцена впоследствии показывалась в парке аттракционов Уолта Диснея во Флориде вплоть до атаки террористов 11 сентября 2001 года, после чего была изъята и заменена похожей сценой из картины «Армагеддон» (1998) из-за жалоб посетителей. В картине показано почти 4 тысячи инопланетян. Армия США первоначально дала разрешение на съемки на настоящей военной базе и согласилась консультировать актеров и членов съемочной группы. Но когда она узнала, что в фильме будут ссылки на Зону 51 (где, якобы, в середине 20-го века состоялось приземление НЛО), то вышла из проекта. Ни в одном эпизоде фильма не показывается самолет, находящийся в воздухе. Съемки фильма заняли 72 дня: невероятно короткий срок для такого высокобюджетного блокбастера. Сценарий Дин Дэвлин и Роланд Эммерих написали за месяц. Рекламная компания фильма обошлась в 24 миллиона долларов, а показ трейлера фильма во время финального матча по американскому футболу стоил 1, 3 миллиона. Оценка 3 балла.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа