Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики Энциклопедия советского кино

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа

Indiana Jones And The Temple Of Doom

«ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ»
(Indiana Jones And The Temple Of Doom)

США, 1984, 117 мин., «Paramount»
Режиссер Стивен Спилберг, сценарист и продюсер Джордж Лукас, композитор Джон Уилльямс, продюсеры Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди
В ролях Харрисон Форд, Кейт Кэпшоу, Джонатан Ке-Кван, Филипп Стоун

В кабаре Шанхая в 1935 году Индиана Джонс ведет опасные переговоры с сомнительными китайцами по поводу обладания редким драгоценным камнем. Начавшаяся драка приводит к бегству Индианы, причем его попутчиками становятся певичка кабаре Уилли Скотт и китайский мальчуган по прозвищу Коротышка. Во время полета на самолете их покидает экипаж. Оставшимся без парашютов героям приходится совершить опасный прыжок и спуск по гималайским горам. Оказавшись в полном одиночестве в джунглях Индии, они натыкаются на заброшенную деревушку, чьи жители находятся в глубоком трауре. Вместе со своими друзьями Индиана Джонс раскрывает зловещую тайну затерянного в джунглях храма, где мрачный жрец Мала Рам держит в подземелье сотни детей, заставляя их искать мифический волшебный камень-символ кровавого культа Кали-Ма. Этот культ требует человеческих жертвоприношений, и появление Индианы Джонса несет избавление несчастным юным пленникам и махарадже, который на самом деле-напичканный наркотиками и манипулируемый Мала Рамом ребенок…
Отличную роль Коротышки исполнил Джонатан Ке-Кван. Интересно, что он пришел на пробы, чтобы просто морально поддержать своего брата, а не пробоваться на роль самому. Но именно он привлек внимание помощника режиссера, так как во время проб брата постоянно подсказывал ему, что нужно делать, а чего-не надо. В этом фильме Стивен Спилберг, пожалуй, достиг вершины технического совершенства, придумав поистине фантастические трюки, например гонки на вагонетках в подземелье, не знающие аналогов в мировом кино. Один головоломный трюк следует за другим, зритель буквально не успевает перевести дух, как следует новый поворот событий и бесстрашный Индиана Джонс попадает в еще более опасное приключение. Падение в пропасть, полет в неуправляемом самолете, присутствие при страшных и таинственных обрядах, жуткие подземелья с ловушками и западнями. Более изобретательный и стремительный фильм, чем первый. Большинство зрелищных идей были позаимствованы у старых американских сериалов, а не у экзотических приключенческих фильмов или картин для детей. Спилберг ограничился явным увеличением средств, чтобы придать жизни старым идеям, точностью в постановке трюков и более разнообразным юмором. Этот юмор в своей подавляющей части вполне традиционен и лишь расширяет «гэги», сами старые как мир (например, эпизод с приемом пищи во дворце махараджи). Придает ускорение этому юмору присутствие женского персонажа, традиционного для кинематографа. Другая сторона ритма: почти полная пассивность персонажей. Их единственный стимул действовать состоит в том, чтобы избежать тысячу и одну возможностей смерти, которые становятся на их пути. Как и в других своих фильмах, Спилберг проявил здесь свой главный недостаток-неспособность оживить персонажей. После этого фильма Кейт Кэпшоу в 1991 году стала супругой Стивена Спилберга, коей остается до сих пор. Картина получила «Оскар» за лучшие спецэффекты, а номинировалась за лучшую музыку. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, режиссуру, грим, сценарий, актера (Форд), юного актера (Джонатан Ке-Кван) и как лучший приключенческий фильм года. После выхода в прокат картина получила множество обвинений в расизме. На роль Уилли Скотт вместо Кейт Кэпшоу первой претенденткой была Шерон Стоун. Гонки на вагонетках были сняты на миниатюрных моделях. Веревочный мост был реальным мостом, висящим на высоте 60 метров в джунглях Шри-Ланки. Боящийся высоты Спилберг никогда не решался пройтись по нему, и, чтобы перебраться на другую сторону, предпочитал проехать в объезд два километра. Харрисон Форд, наоборот, не знал страха, и часто перебегал по мосту на другую сторону на полном ходу. Когда мост рушится, с него падают 14 кукол, в руки и ноги которых были вставлены батарейки, чтобы создавалось впечатление, что они двигаются. Сама сцена снималась в трех местах: натура на Шри-Ланке, Индиана Джонс висит на нем в студии Лондона, а сцены с аллигаторами были сняты Фрэнком Маршаллом во Флориде. Сцены, когда Индиана прячется от выстрелов пулемета за катящимся гигантским кругом, и гонки на вагонетках были в сценарии еще первого фильма «Искатели затерянного ковчега» (1981). Сценарист Лоуренс Касдан в то время был занят своим проектом «Big Chill» (1983), поэтому Джордж Лукас попросил поработать над сценарием Уилльяма Хьюика и Глорию Кац, которые ранее написали ему сценарий фильма «Американские граффити» (1973). Первоначальным названием картины было «Индиана Джонс и храм смерти», но оно звучало слишком зловеще, поэтому было изменено. Правда, в Германии фильм вышел в прокат именно под этим названием. Это всего второй фильм Кейт Кэпшоу («Очертания сновидений», 1984; «Космический лагерь», 1986; «Власть», 1986; «Черный дождь», 1989). Для сцены с участием Кейт Кэпшоу в Шанхайском клубе было сделано всего одно платье, которое берегли как зеницу ока, ибо эта сцена снималась последней. Однажды его едва не съел слон. В этой сцене актриса должна была петь и танцевать одновременно, но платье было настолько узким, что Кэпшоу едва могла двигаться, не рискуя порвать его. В сцене с жуками на Кэпшоу высыпали более 2 тысяч жуков. Для этой картины Кэпшоу брала уроки, чтобы научиться кричать. Большую часть трюков, драк и погонь Индианы Джонса в сценах в храме судьбы исполнил каскадер Вик Армстронг, пока Харрисон Форд отлеживался после операции на спине в Лос-Анджелесе. Вращающиеся столы в начальном эпизоде в клубе до сих пор существуют в ресторанах Шанхая: они служат для того, чтобы было удобнее доставать пищу с другого конца стола. Главный злодей фильма Мола Рам появляется в картине только спустя час после ее начала. Создателям картины не удалось получить разрешение на съемки в Индии, так как местные власти потребовали для утверждения сценарий, а потом попросили убрать слово «махараджа». В результате съемки перенесли в Шри-Ланку, в места, где ранее снимали картину «Мост через реку Квай» (1957). Питон, которого принимает за хобот слона Кейт Кэпшоу, специально ввезли в Шри-Ланку. Но власти очень негостеприимно встретили змею, поэтому дрессировщик был вынужден прятаться с ним в своем гостиничном номере под именами Mr. и Mrs. Longfellow. Индийского деревенского шамана сыграл местный актер, не говоривший не слова по-английски, а повторявший движения губ стоявшего за камерой Спилберга. Поэтому паузы в его речи не были запланированными, просто актер ждал, пока Спилберг произнесет очередную фразу. В первоначальном сценарии была мотоциклетная погоня по Великой китайской стене, но власти Китая не выдали разрешение на съемки, поэтому погоню заменили сценой на самолете. Спилберг хотел, чтобы актриса Карен Аллен вернулась к роли девушки Индианы из первого фильма, но потом он и Джордж Лукас решили, что каждый раз у героя должна быть новая спутница. Правда, Карен Аллен вернулась к своей роли Марион в четвертом фильме саги «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» (2008). Для роли Мола Рама индийский актер Амриш Пури побрил свою голову налысо. Это так понравилось зрителям, что с тех пор актер вынужден постоянно поддерживать свой образ, став одним из самых популярных индийских актеров-злодеев. Спилберг считает этот фильм самым слабым в саге. Во время съемок сцены с избиением Харрисона Форда хлыстом, на съемочной площадке появилась Барбара Стрейзанд в черном кожаном одеянии, взяла хлыст и стала в шутку хлыстать Форда, приговаривая, что это «за фильм «Hanover Street» (1979), самый ужасный фильм, который я видела», а потом продолжила за «Звездные войны» (1977), которые собрали такое огромное количество денег». Потом на площадке появилась его партнерша по «Звездным войнам» актриса Кэрри Фишер, попытавшаяся защитить Форда, а режиссер Ирвин Кершнер, шутя, обратился к Спилбергу: «Ах, вот каким способом ты снимаешь свои фильмы!?». Сцену с появляющимися на поверхности супа глазами пришлось снимать со множества дублей, ибо глаза были прилеплены ко дну чашки, и Кейт Кэпшоу должна была сильно встряхнуть ее, чтобы глаза отклеились и всплыли. Но каждый дубль на поверхности супа появлялось 1-2 глаза, а остальные никак не хотели отклеиваться. Джордж Лукас хотел сделать этот фильм значительно мрачнее, чем «Искатели затерянного ковчега», как это получилось у него с проектом «Империя наносит ответный удар» (1980), который был значительно мрачнее, чем «Звездные войны». Но впоследствии Лукас признал, что не хотел снять настолько мрачный фильм, который вышел у него по той причине, что он во время работы над этой картиной находился в стадии болезненного развода с женой. Визуальными эффектами занимался Том Смит («Убийца драконов», 1981; «Инопланетянин», 1982; «Полтергейст», 1982; «Возвращение джедая», 1983; «Дорогая, я уменьшил детей», 1989; «Дорогая, я увеличил ребенка», 1992; «Прибытие», 1996). При бюджете в 28 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 333 миллиона и еще 211 миллионов выручила за право использования во всем мире. Оценка 5 баллов.

Online-кинотеатр Классика мирового кинематографа